Найти тему
Бархатная эволюция

Что не так со статьей за оскорбление чувств верующих

Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В народе эта статья Уголовного Кодекса называется «Статья за оскорбление чувств верующих». Интересная статья. Сама ее суть и первопричина ее существования — это создание возможности для каждого человека свободно и открыто исповедовать любую неэкстремистскую религию. Заметьте — ЛЮБУЮ религию, если она не запрещена законом. Никто не имеет права оскорблять или выражать явное неуважение к человеку или обществу за его религиозные убеждения, препятствовать ему в осуществлении религиозной деятельности. С одной стороны это кажется хорошая и нужная статья, вроде бы служащая дополнительной защитой прав человека. С другой стороны — лично я не вижу в ней логики.

Давайте прикинем. Чем приверженцы какой-либо религии с точки зрения субъекта (или объекта... как там оно правильнее) гражданского права отличаются от сторонников… скажем политической партии или идеологии? Или представителей какой-либо профессии?

Чем оскорбление чувств верующих принципиально отличается от оскорбления чувств социалистов? Или капиталистов? Или монархистов?

И чем оскорбление чувств верующих отличается от оскорбления чувств рабочих людей и служащих, получающих низкую зарплату?

Подходишь такой к учителю, и говоришь ему: «Почему ты так мало зарабатываешь? Ты же понимаешь, что у тебя работа неблагодарная? Бросай ее, иди в бизнес!» А он тебе в ответ иск за оскорбление его чувств. Глупо, да?

А попробуйте нечто подобное сказать верующему, но не в личной беседе, а публично, на каком-нибудь форуме. Попробуйте покритиковать его религию, указать на недочеты, несостыковки и заблуждения. Уже как то боязно, да? Вероятность уголовной ответственности вполне реальна.

Почему так? Потому что есть конкретная статья, и ее можно применять.

А я вот может тоже хочу, чтобы мои чувства либерала и социалиста защищала такая же статья! Говорит мне какой-нибудь оппонент, что Ленин — «редиска», а Навальный - «изменник родины», а я ему УК в морду. А он такой сразу бледный становится и извиняться начинает. Красота!

Только какой я после этого буду социалист и либерал?

Кстати, еще один интересный момент. Саму РПЦ можно привлекать к ответственности по этой статье. Ведь нередко из уст официальных представителей РПЦ можно было слышать критику в адрес язычества и язычников. Как только не называли их: и безбожники, и диаволопоклонники, и сатанинские угодники и т. п. Мол, язычество — это сатанинские культы, отвращающие человека от истинной веры.

Тут можно конечно возразить — мол, язычники не являются представителями официальной религии, они никто и звать никак, и вообще это не религия. В принципе так к ним и относятся «законные верующие».

И правда, статья за оскорбление чувств верующих защищает официальные, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации и объединения, и их представителей и сторонников. То есть, как бы не только РПЦ и народ православный является объектом защиты УК, но и мусульмане, иудаисты, буддисты, зороастрийцы, индуисты и многие другие. Все эти верования являются как бы законными и оформлены в виде соответствующих религиозных организаций и объединений. А также, внимание - язычники тоже. Да да, язычники тоже имеют свои официально зарегистрированные организации. То есть формально, язычество является официальной религией. Для небольшого количества людей, но все же…

По данным Росстата на 1 января 2015 года было зарегистрировано 10 религиозных организаций языческого толка.

Выборка из данных Росстата
Выборка из данных Росстата

Данные конечно немного устаревшие, сейчас может быть их число изменилось. Я не стал проверять. Это не имеет принципиального значения. В любом случае, само язычество никто еще не запрещал, соответственно оскорблять язычников, называя их безбожниками и сатанистами никто не имеет права, ни рядовой верующий, ни глава церкви.

Вот такой вот казус. Ведь, по логике вещей и теоретически, закон об оскорблении чувств верующих, он же защищающий право человека на вероисповедание, может быть серьезной помехой в критике язычества Церковью. На протяжении тысячи лет Церковь боролась с язычеством. И сегодня, в 21 веке, не имеет права продолжать эту борьбу. Ни физически, ни идеологически. Даже критиковать не имеет права. Даже подвергать сомнению правильность и истинность язычества, равно как и любой другой религии, не задевая при этом чувств верующих язычников.

Ведь никто сейчас не может критиковать Православие и подвергать сомнению его истинность, не задевая при этом чувств православных верующих.

Кстати, по логике закона о защите чувств верующих, из церковной риторики РПЦ необходимо убирать такие слова, как «истинная вера» и т. п. Ведь это является оскорблением чувств мусульман и др. Типа, их вера — не истинная? Тоже самое относится и к мусульманской церкви в России.

Одним словом куда ни кинь — всюду клин. Логически и объективно не работает данный закон. Он работает лишь субъективно, по крайней мере при нынешнем традиционном укладе.

Поэтому не должно быть такой статьи. Нельзя рассматривать в качестве объекта защиты чьи-либо чувства и убеждения, так как чувства, убеждения, мировоззрение, идеология не являются неотъемлемым признаком человека, в отличие от его внешности, веса, роста, национальности и т. п. Чувства и убеждения имеют обыкновение мгновенно меняться по прихоти их носителя. Допустим, сегодня я невольно задел чувства православного верующего, и был привлечен к ответственности по закону. Возможно, например даже выплатил ему компенсацию за моральный ущерб. А потом этот православный верующий через годик возьми и перейди из православной веры в мусульманскую. По идее я должен быть оправдан и бывший оскорбленный должен будет вернуть мне деньги? Как то так?

Государственная защита религии приведет лишь к ее деградации и упадку. Без испытаний критикой религия превратится в набор неоспариваемых догм. Эти тепличные условия только лишь развратят Церковь.

Настоящая вера не боится критики. Настоящий верующий не нуждается в покровительстве закона. Речь не идет о гонениях на верующих, имевших место в прошлом, потому что сейчас это невозможно в гражданском обществе, благодаря другим законам, защищающих жизнь, здоровье и достоинство человека, а также антидискриминационным законам.

Настоящий верущий — он верит, невзирая и не боясь критики; он находит успокоение в своей Вере; он не сомневается в ней, и он готов отстаивать ее. Он не следует слепым и устаревшим догмам, но напротив — смотрит в самую суть веры, обретая свое предназначение.

Каждая критика религии, в спорах и диспутах — лишь проверяет на прочность веру человека. И если он под напором аргументов, доводов и разоблачительных фактов все равно продолжает верить, то значит ему так нужно, и вера его крепка, и никакой дополнительный защищающий закон ему и так не нужен.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!

  • Ставь лайк, если было интересно!
  • Подписывайся на канал здесь!
  • Пиши в комментариях, что думаешь по этому вопросу!