Найти в Дзене

Столкновение на реке Шексна: сгоревший заживо экипаж сухогруза "Профессор Керичев"

Оглавление

Трагедия о которой мы расскажем сегодня не так широко известна, но от событий которые произошли летом 1972 года на реке Шексна мурашки бегут по коже. Кто когда-либо работал на судах подобного типа наверняка слышал об описанных ниже событиях - лично я в момент прохождения практики на танкере "Волгонефть-124" читал подробный отчёт об этом происшествии в специальном бюллетене, который периодически выпускало пароходство для разбора и предотвращения подобных ситуаций. 

Данные о судах

"Профессор Керичев"

-2

Проект: "Вогло-Балт".

Год постройки: 1962

Место постройки: ССЗ «Красное Сормово» (ССЗ №112), г. Горький

Судовладелец: ГП «Северо-Западное речное пароходство МРФ РСФСР»

"Волгонефть-66М"

-3

Проект: 1577, "Волгонефть"

Год постройки: 1969

Место постройки: Волгоградский судостроительный завод, г.Волгоград

Судовладелец: ГП «Волжское нефтеналивное речное пароходство Волготанкер МРФ РСФСР»

Ход событий

22 июля 1972 года

20:00

685 км Волго-Балтийского водного пути (река Шексна в районе пристани Горицы, что в нескольких км от Кириллова).

Сухогруз "Профессор Керичев" груженный рудой (2700 тонн) двигался Волго-Балтийским водным путем из Кандалакши в Череповец. Ему навстречу шёл танкер "Волгонефть-66М" с грузом сырой нефти (3800 тонн) по маршруту Сызрань-Наантали (Финляндия).

Согласовав заранее по УКВ-связи порядок расхождения (левыми бортами) и обменявшись "отмашками" суда следовали по проложенному маршруту. Но за несколько сотен метров до сближения, в момент прохода поворота на реке, когда суда находились в прямой видимости друг друга, 1-й штурман танкера "Волгонефть-66М" получил по радиосвязи от вахтенный смены сухогруза сообщение о том, что судно "Профессор Керичев" потеряло управляемость и танкеру необходимо остановить движение и отработать по возможности назад.

Несмотря на принятые меры увести танкер (дедвейт больше 6 000 тонн ) от столкновения с сухогрузом не получилось. "Профессор Керичев" ударил форштевнем в левый бок танкера, пробив третий и девятый танки. "Волгонефть" получила пробоину размером 6 на 4.5 метра.

-4

От искрообразования при ударе корпусов воспламенилась паровоздушная смесь сырой нефти. Когда форштевень теплохода "Профессор Керичев" вышел из пробоины в танкере через образовавшуюся дыру произошел выброс горящей нефти. В результате этого произошло возгорание носовой части сухогруза и борта танкера. Под воздействием порывов ветра горящая нефть быстро расстекалась по палубе теплохода "Профессор Керичев" и вокруг всего корпуса. Опасаясь взрыва танкера экипаж "Волгонефти" покинул судно. Все люди находившиеся на танкере были вывезены шлюпками на берег.

С окруженного стеной огня и черного дыма сухогруза эвакуацию произвести не смогли. Вся команда теплохода "Профессор Керичев" (16 человек) сгорела заживо. Самому старшему, капитану судна Артуру Кравинскому, исполнилось 32 года, остальным пятнадцати, включая повара Веру Костромину и юных практикантов из Ростова — 18-25 лет.

Остатки корпуса сухогруза "Профессор Керичев" (1977 год)
Остатки корпуса сухогруза "Профессор Керичев" (1977 год)

В 1992 году танкер "Волгонефть-66М" был переименован - в данный момент продолжает эксплуатироваться под названием "Волгонефть-210".

Волгоградское водохранилище (август 2020)
Волгоградское водохранилище (август 2020)

"Волгонефть-210" принадлежит "Самарской судоходной компании", порт приписки Астрахань (с 2016 года).