Найти тему
Добрый Аудиофил

Электроника Б1-04 - Тангенциальный Тонарм и прочие интересности

http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/elektronika_b1_04s.html

Всем Доброго Аудиофильскго!!!

Сегодня у нас на обзоре уникальный аппрат!

Главное его отличие - это тангециальный тонарм, и сложная история дизайна и конструкции.

Что такое танценциальный тонарм и как работает?

Сейчас расстрою!!!

Дело в том, что мы все слышали про угол погрешности у классического радиального тонарма. Суть там в том, что картридж поворачивается относительно пластинки при движении тонарма. А резец при записи винила ничего такого не делает.

В результате получается нарушение пространственной ориентации картриджа относительно канавки, с нарушением разделения каналов, и вообще стереобазы.

Известно так же, что если мы возьмем пластинку с записью из 4х треков, то наиболее правильное положение картриджа будет на втором треке. На первом и третьем будет не сильный уход его, а на четвертом наиболее сильный.

Т.е. в конце диска будут твориться всякие безобразия.

Так давайте это дело проверим. Возьмем умышленно дешевую вертушку. Вегу например 108ю. Возьмем пластнинку. Например Автограф 1985го года. Первый их диск гигант. И возьмем 45-пятку с главными хитами с этого диска.

Получим следующую ситуацию. На мелкой пластнике геометрически как раз будет будет последний 4й трек гиганта. Т.е. самый сильный уход. При этом первый трек сорокопятки это первый трек второй стороны гиганта. А второй трек сорокопятки - это второй трек второй стороны гиганта.

Ну и включаем это дело. По идее сорокопятка должна звучать хуже некуда.

Но что на самом деле происходит? Что первая ее сторона, что вторая - обе звучат ощутимо лучше, чем на гиганте. И по панораме обе лучше. И по АЧХ. И детальность.

Чего за фигня? Почему теория гласит одно, а реальность шлет эту теорию куда подальше?

На самом деле все просто. У вертушек этого класса уровень детонации на 45 оборотах ниже, чем на 33х.

А угол погрешности все таки имеется имеется. И он влияет. Просто на звуке это очень слабое воздействие... а вот на износе пластинки. Вот тут действительно радиальный тонарм приводит к повышенному износу. Винил, при износе, начинает издавать неприличные звуки именно с последнего трека. И если внимательно проследить его деградацию, то окажется, что второй трек наиболее живучий. А вот последний, а после него третий и первый - вот они-то первым делом и вылетают при износе.

И тут-то Тангециальный тонарм по идее должен улучшить положение дел.

Но это в теории. А на практике давайте вдумаемся как он вообще работает?

Сам тонарм закреплен на подвижной штуковине, которая передвигается за счет электромотора. Этот мотор получает команды за счет того, что тонарм закреплен не жестко, а с небольшой возможностью вращения, как у радиального только меньше. В случае возникновения его поворота мотор перемещает Базу. Процесс этот происходит постоянно, но не равномерно. В итоге визуально этот Тангенс постоянно гуляет по пластинке.

Так словно это не фирменный загранишный винил, а самая что ни на есть Мелодия со сбитым эксцентриситетом.

И вы хотите чтобы у вас, в этой болтанке, был хороший звук и низкий износ пластинки? Ну вы блин даете!!!

ФИГВАМ там Простоквашинский от Шарика в стиле Привет Матроскину!!! Кроме красивого вида эта штука ничего кроме вреда не дает.

Хотя одно время производители в повалку делали вертушки с такими тонармами. Тогда-то и выяснилось, что прикол не получился.

Не вышло изготовить правильную систему считывания. Оказалось, что обычный "кривой" тонарм справляется с задачей гораздо лучше и правильнее.

И метод "Не знаешь как улучшить изделие, выпусти его тиражом не менее 100 тыщ экземпляров - умельцы самодельшики, которых оно будет бесить настолько, что они его тюнингуют" результата тоже не дал. Пробовали!!!

**************************************************************************

Но все таки вертушку рассмотреть стоит. Интересные моменты в ее природе имеются!!!

Сама вертушка кстати так себе. Ни разу не Аудиофильская. Как говорится честный Советский Союз. Высший класс присвоили за уровень конструционной сложности, а не за звук.

По звуку тут... Уровень детонации в 0.1 процента. Это вообще-то, на Аудиофильский уровень не тянет. Высоковат будет. Надо минимум 0.08.

Привод тут пассиковый с классическим ассинхронным мотором.

*****************************************************************************

А вот дизайн интересный.

По дизайну тут гибрид дорогущего Bang&Olufsen Beogram 4002, скрещенного с чуть более дешевым, но все равно дорогущим Bang&Olufsen Beogram 9000, так еще и добитым сенсорными элементами от Радиотехника 001.

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/radiotehnika001.html

-3

фото отсюда https://www.catawiki.com/l/16264643-bang-olufsen-record-player-beogram-9000

-4

фото отсюда https://www.catawiki.de/l/4201701-bang-olufsen-beogram-4002-plattenspieler

Фото по порядку.

1. Радиотехника 001.

2. Bang&Olufsen Beogram 9000

3. Bang&Olufsen Beogram 4002

А вот и наш сегодняшний:

-5

фото отсюда https://zen.yandex.ru/media/retroaudiomanyak/redkii-sovetskii-tangencialnyi-proigryvatel-vinila-tangencialnyi-proigryvatel-elektronika-b104-5e1f6a292b61691292e5baa8

Основной дизайн явно похож на 4002, но органы управления расположены как у 9000, а тот факт что они сенсорные, это уже у Радиотехники стырили.

Но это не все.

Как известно промышленность СССР Дружила с Японскими Sharp, Sanyo, Yamaha... а тут вдруг Датский Хай-Энд. Что-то тут не так. Тем более, что у Датчан уровень детонации вполне Аудиофильские 0.05%.

Если всмотреться в дизайн, то можно обнаружить пару интересных крутилок.

-6

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/elektronika_b1_04s.html

Видите? Справа внизу прячутся! Это раздельные корректоры оборотов на 33 и 45 об/мин.

А вот и Sanyo что под торговой маркой Fisher

-7

фото из сервиса Янедекс.Картинки со ссылкой сюда https://fastbox.su/proigryvatel-fisher-mt-6310-novaa-igla-item-i8509315118.html?catId=20078

Тут и крутилки на лицо, и дизайн маховика похожий.

А вот механизм тонарма видимо позаимствовали у Sharp. У Fihera тоже был тангенс, но алгоритмы управления им не совпадают. Технологии, что здесь реализованы больше похожи на Шарповские.

Здесь у нас автоматическое определение размера диска. Т.е. если вы поставили гигант на 12 дюймов, или на 10 дюймов, или 7 дюймовую соропятку, аппарат это определит, и сам тонарм на место старта поставит.

Так же тонарм не нужно трогать руками, если вы хотите песенку сменить. Нужно нажимать кнопочки. У вас тут аж 3 скосроти его передвижения.

Расскажу подробнее.

Слева у аппрата контактные паластины выбора скорости. Вы их касаетесь пальцем, через вас течет небольшой ток и а система понимает, что вам от нее надо.

Справа левая "кнопка" это пуск. Она сразу запустит и вращение диска и движение тонарма к началу диска. Как только он его найдет, так сразу на него и опустится.

Если чего поломается, то начнется игра в кто кого. Она вас током или вы ее все-таки пересилите и заставите делать то, вам он нее нужно.

По середине кнопка подъема опускания тонарма. Самая правая кнопка это стоп с одновременным возвращением тонарма.

Вернее как. Диск останавливается и запускается, когда тонам или паркуется или отъежает из места парковки. Там датчик. А кнопки управляют только движениями тонарма.

Если тонарм находится над диском, то кнопки слева и справа от центральной будут неспеша двигать его вправо-влево.

Вы нажимаете на кнопку он едет. Отпустили - остановился.

Кнопки же по краям работают иначе. Вы их коснулись, и он едет пока вы снова не коснетесь. Едет при этом быстрее, чем когда вы удерживаете более центральные кнопки. Но если вы одновременно зажмете 2 кнопки и быструю и медленную, то он вообще втопит.

Ну вот в общем все и рассказал. Корректора на борту нет. Сменных проводов тоже.

Зато есть во какая штука на задней стенке.

-8

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/elektronika_b1_04s.html

Прям по середине. Метки на диске это обороты на 33 и 45 на 50 гц в сети, и 33 и 45 на 60 гц в сети. Неонка же мигает напрямую от розетки.

Видимо планировали Японцам продавать. Как Французы в Такси часть 2. Они там хотели им Пежо продать.

Кстати стробоскоп тут необычный... Мы привыкли, что он снаружи на метки светит... А тут наоборот. Тут нет меток. Тут есть дырки. А лампочка внутри.

Прям как диск Нипкова, что в самом первом телевизоре.

Может если Ардуину поставить и логотипы какие показывать начнет. Или точное время. Или время трека на диске... Да и автопоиск треков сообразить можно.

-9

фото скриншот из обложки к вот этому видео https://www.youtube.com/watch?v=F5u60bcWCHo

Выпускали аппарат с 1980го года. Как раз после того как Bang&Olufsen закончили производить свой Beogram 4002, который выпускали с 1974го года.

Вот такая вот веселая история.

Спасибо, что дочитали!