Как купить туристическую путевку дешевле
Древние никогда ничего не строили просто так. Никому бы даже и в голову не пришло камень на камень положить, если бы в этом не было ИДЕИ. Ну, а что, такие тогда были времена человечество практически бурлило от идей, нужно же было их как-то выплескивать! Вот одним из таких выплесков и стал феномен итальянской виллы эпохи Возрождения. Казалось бы, ну что может быть банальней загородная вилла! Сильные мира сего тоже люди, им тоже нужно где-то отдыхать Но это наш XXI век с его упрощенным сознанием воспринимает загородный дом как место индивидуального сельхозпроизводства и выпаса подрастающего поколения. И дело тут даже не в наличии или отсутствии денежных средств дело в отсутствии ИДЕЙ. Но слава богу, так было не всегда.
Кардинал Ипполито д`Эсте был сыном Лукреции Борджиа и, стало быть, внуком печально известного папы Александра VI Борджиа. Свою фамилию он получил от отца Альфонсо, представителя древнего и могущественного рода д`Эсте, который (разумеется, по версии самих его представителей) восходил аж к самому Карлу Великому. Поэтому совершенно неудивительно, что карьера мальчика была, а) церковной б) весьма стремительной. Уже в 2 года мальчик получил сан епископа, в 10 лет архиепископа, а в 30 стал кардиналом. Но великодержавные амбиции Ипполито на этом не заканчивались он ни много ни мало метил в папы, и даже участвовал в конклаве 15491550 гг. в качестве кандидата. Честолюбивым мечтам не судьба была сбыться и разочарованный кандидат отбыл восвояси в городок Тиволи в 30 километрах от Рима, в который он как раз недавно был назначен губернатором. И дабы немного забыться от политических треволнений решил построить себе виллу.
Надо сказать, что помимо всего прочего кардинал д`Эсте был весьма образованным человеком, меценатом и ценителем прекрасного. Но также и большим любителем роскоши все, что его окружало, обязано было быть неизменно великолепным. Но эпоха Возрождения не была бы эпохой Возрождения, если бы все ограничивалось только внешним блеском.
Вечный Город никогда не порывал связи с античностью а особенно в эпоху Ренессанса, когда интерес к античному наследию как к абсолютному идеалу заполнил собой все сферы жизни от литературы до скульптуры, живописи и архитектуры. Поэтому активное строительство вокруг Рима загородных вилл, полностью повторяющих собой античную традицию это этакий своеобразный genius loci, продиктованный памятью места. Возможно, это всего лишь совпадение, а может быть и нет что Ипполито д`Эсте принял решение о строительстве своей виллы не где-нибудь, а в древнем Тибуре городе, в свое время соперничавшем с самим Римом, да еще и по соседству со знаменитыми античными виллами Адриана и Грегориана. Приглашенный им для реализации этой задачи неаполитанский архитектор Пирро Лигорио могло ли это быть случайностью? как раз руководил раскопками этих самых вилл. Еще одна маленькая историческая параллель где-то там, где сейчас находится вилла, ранее был древний языческий храм Геркулеса Виктора а представителям рода д`Эсте нравилось считать, что их род восходит корнями к этому герою без страха и упрека. Это вообще была распространенная тема в те времена благородные аристократические семейства приписывали своим родам происхождение от какого-нибудь античного героя. ИДЕЯ уже вырисовывается, не правда ли? Во всяком случае, у кардинала Ипполито она родилась довольно быстро.
Повторюсь род д`Эсте был древним и уважаемым. Они не были ни нуворишами, ни выскочками на политическом горизонте Рима поэтому кардинал Ипполито не видел необходимости в прямом и откровенном восхвалении себя любимого и своего рода. Мол, пусть там всякие Фарнезе с Киджи изображают себя Александрами Великими, нам, истинно великим, это не к лицу. На нашей стороне историческая правда, уходящая корнями в классическую античность. И если Ипполито д`Эсте ассоциировал себя с Гераклом то его вилла задумывалась как сад Гесперид, уединенное место где-то в Гиперборее, где и хранятся волшебные яблоки а в нашем случае добродетели, дарованные Гераклу-кардиналу: благоразумие, умеренность и воздержание. Как говорится, звезды сошлись если великая ИДЕЯ, рожденная в мозгу если не гениальном, то уж как минимум выше среднего, находит достойного исполнителя и неограниченные ресурсы для ее воплощения разве может результат быть посредственным??? И даже если не брать в голову все эти историко-философские выкладки вилла д`Эсте это подлинный шедевр, место просто уникальное по красоте и гармоничности, не даром ее образ впоследствии старательно тиражировали все что-нибудь из себя представляющие монархи Европы, от Людовика XIV до Петра I.
Вилла д`Эсте выстроена на склоне холма рядом с маленьким средневековым городком Тиволи и с ее террас открываются чарующие виды на холмы и долины Кампаньи
Для виллы было приспособлено здание бывшего бенедиктинского монастыря вот оно, справа от церкви Санта Мария Маджоре.
Внутренний двор виллы и по сей день не сильно отличается от монастырского разве что украшен по периметру кадками с апельсиновыми деревьями, источающими дивный аромат. Во внутреннем дворе также присутствует фонтан говорят, в его композиции использован саркофаг, найденный тут же, и огромная античная голова уж не Геракла ли? :)
Вилла д`Эсте привлекает внимание в первую очередь своим парком и фонтанами но кроме этого тут есть еще и непосредственно сама вилла, дворец кардинала Ипполито. Собирая информацию о вилле, я была удивлена тому, как мало людей обращает внимание на внутренние помещения виллы а ведь они расписаны прекрасными фресками, очень живописными и яркими. Причем создавались они далеко не последними людьми автором многих из них является известный художник-маньерист Федерико Дзуккаро, основавший вместе со старшим братом Таддео в Риме художественную Академию Святого Луки.
Из окон виллы, с ее многочисленных террас и балконов открываются умопомрачительные виды на раскинувшийся внизу парк и подернутые голубоватой дымкой лацианские пейзажи вдалеке. Так и хочется замереть, остановить мгновение, наслаждаясь этой красотой!
Парадный фасад кардинальской резиденции обращен в сторону сада, спуск к которому оформлен несколькими ярусами лестниц-лоджий, верхняя из которых сделана в подражание знаменитой лестнице дворца Сенаторов на Капитолийском холме работы Микеланджело
Верхний ярус лестницы выводит к Дороге ста фонтанов барельефы которой иллюстрируют поэму Овидия Метаморфозы.
То тут, то там встречаются орлы и лилии геральдические символы дома д`Эсте
Если спуститься еще на уровень ниже мы попадаем к фонтану Дракона, который охраняет обитель благоразумных дев, то есть виллу д`Эсте, но он же и был побежден Гераклом: взяты плоды Гесперид, береженные плохо драконом
От фонтана Дракона аллея выводит прямиком к центральной оси парка каскаду из нескольких бассейнов, которые венчает огромный монументальный фонтан, точнее два фонтана: Кипящая лестница, получивший свое название благодаря 40 водометам, извергающим бурлящие потоки воды, а сверху над ним фонтан Орган
С верхней террасы парка, расположенной как раз между этими двумя фотанами, открывается еще один захватывающий дух вид и очень знакомый, не правда ли? :)
Вилла д`Эсте послужила прообразом многих дворцово-парковых ансамблей, в том числе Версаля и нашего родного Петергофа. И вот в связи с этим и возникает вопрос а был ли мальчик, то есть Петр??? Историки сходятся во мнении, что в Тиволи-то как раз Петр скорее всего и не был Версаль же он посетил, но уже тогда, когда работы по строительству Петергофа уже велись. Так что скорее всего то, что сегодня имеем мы являет собой некий собирательный образ европейской виллы эпохи Ренессанса. Однако, нельзя списывать со счетов и то, что в Петергофе работали итальянские фонтанных дел мастера братья Джованни и Джулиано Барратини.
Парк виллы невелик, но черезвычайно живописен фонтаны и фонтанчики, поросшие зеленым мхом; уютные гроты; цветы, апельсиновые деревья и кипарисы, тенистые аллеи и сопровождающие вас повсюду журчание водяных струй и щебетание птиц скажите, ну чем не идеальный образ райского сада?))
Последним, кто носил титул герцога д`Эсте был, как это ни удивительно, австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, тот самый, чье убийство в Сараево в 1914 году послужило поводом для развязывания бессмысленной и кровопролитной Первой мировой войны он получил титул путем сложных династических манипуляций, и крови рода д`Эсте в нем не было ни капли. Но тем не менее Франц Фердинанд был последним хозяином виллы. С началом войны вилла была быстренько экспроприирована государством, потом в течение всего XX века ее реставрировали после чего обновленная вилла открыла свои двери для публики и продолжает радовать и изумлять день за днем