Найти тему
За гранью привычного

Celera 500L - тихий прорыв в малой авиации

Оглавление

Если даже космос сегодня не особо удивляет, то авиация тем более не кажется чем-то необычным. И всё-же, она способна удивить!

Чем? Да хотя бы технологией, которая обещает реальное снижение цены перелётов. Что ни говори, а цена билетов на самолёты пока не такая низкая как хотелось бы. Чтобы снизить цену, нужно было что-то экстраординарное в области авиастроения - то, что резко снизит затраты. И, кажется, это удалось...

О проекте Celera говорят уже года три, но до последнего времени были только слухи. Было лишь известно, что в ноябре 2019 года состоялся первый полёт. Наконец, в августе 2020 года компания Otto Aviation раскрыла некоторые детали. К тому времени был проведён уже 31 успешный полёт!

Кто ещё не видел - посмотрите на внешний вид этого чуда:

Celera-500 - новый тип самолёта. ©Otto Aviation
Celera-500 - новый тип самолёта. ©Otto Aviation

Выглядит необычно, может быть даже немного неуклюже из-за сочетания очень узких крыльев и толстого фюзеляжа. Но, внешний вид не главное - главное лётные качества и экономика полётов. И с этим у Celera 500L всё в полном порядке.

Воздушное судно заявлено как самолёт малой авиации с очень низким расходом топлива при вполне приличной скорости и хорошей дальности полёта.

Экономичность достигается за счёт хорошей аэродинамики.

Первое - эллипсовидный, почти идеально обтекаемый фюзеляж, который создаёт ламинарный ток воздуха вокруг себя.

Второе - воздушный винт, который расположен в хвосте, то есть рассекает и рвёт воздушный поток уже после того, как воздух обогнул корпус.

Меньше завихрений - меньше сопротивление, меньше расход топлива, лучше управляемость. Воздухозаборники немного портят картину, но тут видимо уже сделано всё что было возможно.

Толкающий винт придуман давно. Многие первые самолёты были именно с ним. Да и сейчас они не редкость в малой авиации, особенно в амфибиях.

Самолёт-амфибия Icon A5. Фото H. Michael Miley
Самолёт-амфибия Icon A5. Фото H. Michael Miley

Но, вот расположить винт совсем позади самолёта - я такого не припомню...

Celera-500
Celera-500

Разве что, у некоторых дирижаблей такое было...

Ну, а что же внутри?

В пассажирском отсеке 6 кресел для пассажиров.
Вы же читали, что это "малая авиация"?

Пассажирский отсек Celera-500L. Фото https://www.ottoaviation.com/
Пассажирский отсек Celera-500L. Фото https://www.ottoaviation.com/

Правда, я пока не понял, как соотносятся иллюминаторы около каждого кресла с фото выше... Возможно, наверху тестовые модели без "окошек".

Кресла удобные, как в первом классе. Оно и понятно - эта модель позиционируется как небольшой частный самолёт.

Что? Не для простых смертных?
Во-первых, всегда начинают с малого.
Во-вторых, никто не запрещает использовать эти наработки для более вместительных судов! Уже есть наброски Celera 1000L - он вместит почти в два раза больше пассажиров.

Десять человек - это приличная ходовая цифра для российских реалий - вспомните малую авиацию в "медвежьих углах" в советское время...

Далее - высота потолка в салоне - 188см. против ~145см в обычном самолёте такой вместимости. Мелочь, а приятно...

Высота потолка Celera 500L. Фото ©Otto Aviation
Высота потолка Celera 500L. Фото ©Otto Aviation

Лётные характеристики Celera

В качестве двигателя используется RED A03, сдвоенный 6-цилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. Движок всеядный - может использовать авиационный керосин, бензин или биодизельное топливо.

О безопасности. Двигатель только один. НО! У самолёта хорошие характеристики планера - он может спокойно спланировать на протяжении 200км с высоты 10 км при выключенном двигателе! Есть вопросы к безопасности? Сколько пассажиров боятся именно отказа двигателей самолёта?

Требования к аэродромам я к сожалению не нашёл (длина взлётно-посадочной полосы).

Сравним с 9-местным реактивным Citation CJ3+ (первая цифра - Celera 500L):

Скорость - 740 и 770 км/ч. Вполне на уровне пассажирских самолётов.

Дальность полёта - 8300 и 3778 км. Выигрыш более чем в два раза. Для России как раз подойдёт - с нашими-то просторами...

Расход топлива - 4 литра на 50-70 км у Celera и 568,5 кг/ч у Citation CJ3+.
Уточнение - данные для Celera у меня немного разнятся - от 9 до 12 литров на сотню. Ладно, примем что у Celera 12 литров на 100 км... Да всё равно - это как у автомобиля и раз в шесть меньше чем у "обычного" самолёта. Ну а, 6-кратная разница в массе топлива весьма ощутима - если не в цене, то в полезной нагрузке и эксплуатации, что в итоге всё равно ведёт к удешевлению.

Конечно, тут ещё затраты на зарплату пилотов, техобслуживание, аэропортные сборы, ангар...

Сама компания заявляет, что операционные расходы 328$ за час полёта против 2100$ у "обычного" самолёта. То есть заявлена разница примерно в 6-7 раз. Конкретную выгоду можно оспаривать - зависит от наземных расходов, но она явно есть.

Итог

И когда нам ждать светлого будущего?

Celera-500L - недорогой и безопасный. ©Otto Aviation
Celera-500L - недорогой и безопасный. ©Otto Aviation

Прежде всего - это американская разработка. Сначала они свой рынок насытят, а уж потом и остальным наверное продавать начнут.

Второе. Это малая авиация. То есть, пробиться на сильно загруженные линии этому самолёту будет не просто - каждому самолёту нужен коридор и "окно" взлёта-посадки, а тут всего 6-10 человек летит... Тут всё решает цена и это отдельная песня - пока рано обсуждать.
10-12 пассажиров - предел для этого типа самолётов. Но... вам сильно важно сколько народу летит вместе с вами? Так что, - всё не так просто с ценой и конкуренцией :)

Третье сложнее. Да, себестоимость полёта будет ниже. Особенно это важно на малонагруженных и малорентабельных линиях, где большим самолётам летать не выгодно - вот это большой козырь Целеры. Но, и особо занижать цену авикомпаниям тоже не слишком выгодно. Так что, цена точно будет ниже, но поначалу не слишком сильно.
И всё-же, выгода для авиаперевозчиокв всё равно очевидна - открываются возможности получать прибыль там, где её раньше просто не было. А это повышает транспортную доступность удалённых мест. (Я всё за нашу Сибирь и Север переживаю... которые остались без авиации с крушением СССР...)

В любом случае, - самолёт есть. И он уже летает! Дело только за сертификацией и организацией производства. Мне кажется, что при такой баснословной экономии и уровне безопасности, за этим самолётом выстроится длинная очередь.

Ну, а первые самолёты ожидается по плану в 2025 году - недолго осталось, вот и поглядим :)

ПС: уважаемые читатели, приношу извинения - в первой редакции статьи я здорово ошибся в арифметике. неверный расчёт убран. Спасибо всем, кто указал на конкретные цифры.

Дорогие друзья, нам очень нужна ваша поддержка - подпишитесь на канал.
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.

Статьи по теме:
Электросамолёты - утопия или имеют право на жизнь?