Мы установили в последней беседе нашей *) сущность и значение третьей основы жизни русскаго народа — Самодержавия. Мы указали на то, что эта форма верховной власти, покоящаяся на исконной любви и доверии русскаго народа к ея носителям, освящена его верованиями и как-бы связана с самой его жизнью. Поэтому, Бог, родина и Царь вот — те священныя слова, которыя надлежит начертать на знамени, могущем объединить, при предстоящей работе по строительству земли, в одном общем чувстве всех истинно русских людей.
Только под этим священным знаменем могут быть достигнуты прочно и безболезненно улучшения в хозяйственном положении русскаго крестьянина и русских рабочих, только под этим знаменем может быть внесен истинный свет просвещения в народныя массы и только под этим знаменем может осуществиться истинное благотворное расширение гражданских прав народа и может быть дана ему возможность воспользоваться настоящей свободой.
Но, к сожалению, не всем живущим в границах Русскаго Государства людям, знамя это одинаково дорого и свято.
В то время, как громадное большинство людей русскаго племени крепко держится за эти начала, только часть иноплеменных народностей, более или менее слившаяся с русским населением, видит в Русском Государстве свою истинную родину и в Русском Царе своего вернейшаго защитника. Многие же иноплеменныя народности Государства Русскаго и, в особенности, их высшие классы стремятся к развитию жизни на иных, часто враждебных русской народности началах и не хотят идти рука-об-руку с коренным русским населением по пути к его главнейшим государственным задачам. Народности эти еще не составляют вполне прочных частей одного общаго государственнаго тела, живущаго общею жизнью и часто отдельные представители этих народностей, и даже целыя слои населения проявляют стремления, прямо враждебныя его цельности и его основным интересам. Покоренныя силою оружия или присоединенныя в силу государственной необходимости, эти народности еще не успели вполне забыть своего самостоятельнаго прошлаго и полюбить свое новое великое отечество и потому, до сих пор смотрят в сторону и мало дорожат государственным единством. В таком положении находятся наши западныя губернии с польским населением и сильно вкрапленным среди него еврейским племенем, таково положение Финляндии, хотя и незнавшей самостоятельнаго историческаго прошлаго, но населенной чуждым нам племенем с высшими классами шведскаго происхождения, враждебными русской народности; таково, наконец, положение сравнительно недавно покореннаго Кавказа с его грузинской, армянской, татарской и другими не вполне замиренными народностями. Живущие среди русскаго населения или на окраинах государства литовцы, латыши, эстонцы, татары, туркмены, хивинцы и многия другия инородческия племена тоже сохраняют свои племенныя особенности и бытовыя начала и стремятся к своим особым задачам. Все эти народности в предстоящей работе по строительству земли явятся поэтому со своими совершенно отличными от нужд коренного русскаго населения требованиями и с требованиями этими, нам русским, очевидно, придется считаться.
Не может быть и спора о том какой народности должно принадлежать руководящее место в строительстве земли. Место это, само собой разумеется, должно принадлежать русской народности. Такое право присуще ей прежде всего как хозяину, создавшему великое государство, во-вторых, в силу громаднаго численнаго превосходства русскаго племени и, наконец, в силу господствующаго его положения, которое уступать ему нет оснований. Россия прежде всего для русских. Такого правила держатся все наиболее развитыя но сильныя народности. Примером могут служить англичане, германцы и даже японцы, силу которых мы, к сожалению, на себе испытали. Все эти народы свято охраняют национальный характер своего государства. Поэтому пользы русской народности должны быть охраняемы по преимуществу и нужды ея удовлетворены в первую очередь. В силуэтах же оснований государство наше, как национально русское, может и должно идти по самобытному пути, во всем сохраняя исконные русские устои.
Но, признавая и отстаивая права русской народности, охраняя господствующее ея значение, мы, чтобы оставаться верными началам правды и справедливости, должны признать, в свою очередь, законность стремлений и других народностей, вошедших в состав нашего Государства. Мы должны признать законность их желаний сохранить свой язык, свои верованья, свои бытовыя особенности и получить равенство прав с коренным населением Люди русскаго племени отличаются удивительной уживчивостью и благодушием. Русский человек охотно готов признать брата в представителе каждой народности и в то же время мало наклонен к упорной защите своих собственных интересов. Вот почему, при предстоящих обсуждениях вопросов, затрагивающих отношения разных народностей в России, как среди представителей наиболее просвещенных классов, так и среди представителей народа найдется, без сомнения, не мало лиц, готовых ратовать за скорейшее установление полной равноправности всех народностей государства и за предоставление им возможно большей свободы для их самобытнаго развития. Легко может случиться, что, под влиянием этих великодушных внушений, русские люди готовы будут, что называется, хватить через край, забывая пользы и нужды собственной народности. За доказательством возможности такого явления, недалеко ходить. На происходившем на этих днях в Москве съезде земских и городских людей было предложено не более не менее, как выделение с особыми правами по самоуправлению и законодательству Польши, Финляндии и, даже, отчасти, Украйны, т. е. нашей древней русской колыбели с исконно русским Киевским княжеским столом, и такое предложение было поддержано большинством, и только кучка здравомыслящих людей подняла голос в защиту цельности великаго Русскаго Государства. Но съезд этот, слава Богу, еще не собрание избранных народом на совет Царю лучших людей русских, и его постановления выражают мнения только одной партии, а не всего русскаго народа.
Однако, истинно русским людям, в настоящую годину шатания мысли, все же, следует быть настороже. Надо помнить, что дело государственнаго строительства не дело только сердца и, что при решении столь важных вопросов, как вопрос о положении иноплеменных народностей в Русском Государстве, следует смотреть на дело, прежде всего, с точки зрения общегосударственной пользы, русскаго государственнаго единства и цельности, и пользы, и нужд коренного русскаго населения.
Можно и должно предоставить каждой народности, входящей в состав Русскаго Государства, права, охранять свой язык, свои верованья, литературу и бытовыя особенности.
Народность, мирно развивающая свои самобытныя начала, может оставаться вполне прочной частью Русскаго Государства. Такая народность может встречать сочувствие и уважение русских людей, а не ненависть и недоверие. Но для этого народность эта не должна переходить границы, за которой начинается враждебное отношение к правам и нуждам русской народности и стремление к отделению и разрушению государственной целости, что уже никоим образом терпимо быть не может. Равным образом равноправность с коренным населением может быть допустима только в том случае, когда стремящаяся к ней народность заслуживает доверия и не может злоупотребить предоставленными ей правами в ущерб общегосударственной пользы и не стремится к хозяйственному порабощению коренного населения.
К сожалению, среди племен, входящих в состав Русскаго Государства, есть одно, которое обладает именно такими не внушающими доверия свойствами, это племя еврейское, доставшееся нам вместе с Польшей после раздела ея при Государыне Екатерине II. До этой поры в России не было евреев. Зная опасныя свойства этого племени, избегающаго занятий производительным трудом и направляющаго свои силы на захват труда, выгод и достояния того населения среди котораго оно живет, Правительство наше всегда принимало меры к защите коренной России от наплыва представителей этого племени. Для этой цели была установлена черта их оседлости, существующая и по настоящее время.
Вражда и ненависть, а тем более насилия над евреями — безнравственны и преступны, и приносят только вред русскому делу. Еврейский народ, как и всякий другой, имеют свои дурныя и свои хорошия стороны. Отмечая его опасныя свойства, мы, тем не менее, должны относиться к нему по-человечески и сочувственно к беднейшим его представителям, которые сами терпят утеснения от своих более богатых единоплеменников. Но русские люди в своих хозяйственных отношениях с евреями должны всегда быть настороже против подвохов этого племени. Русский человек, за редкими исключениями, не корыстен и плохо умеет охранять свои хозяйственные интересы и потому легко попадает в руки этого хищника.
Такой слабости русскаго населения к самозащите содействуют недостаток образования и отсутствие хозяйственных организаций. Поэтому, уничтожать черту еврейской оседлости в настоящее время, когда русский народ темен и лишен, необходимых для экономической борьбы — знаний, когда он особенно ослаб в хозяйственном отношении и ждет разрешения своей земельной нужды, когда в деревнях и городах отсутствует мелкий дешевый кредит, когда нет обществ и союзов, содействующих охране его выгоды по продаже сельских продуктов и покупке необходимых для населения товаров, было бы великой ошибкой. Думать о такой мере будет своевременно только после того, как многие годы будут потрачены на восполнение этих недостатков, и русский народ получит необходимую ему силу для мирной экономической борьбы с более ловкой и хищной народностью. Допустить еврейское племя в коренныя русския области ранее, было бы равносильно отдаче русских людей связанных в руки еврейства. Ускорить время, когда было бы возможно сравнять его в правах со всем населением и уничтожить черту оседлости, могло бы само еврейство. Для этого оно должно немедленно приняться за работу по возрождению своего племени, путем приучения его к производительному труду и уничтожения в своей среде враждебной христианам организации.
Многия из народностей, входящих в состав Русскаго Государства, уже давно пользуются полными правами русских граждан, и в хозяйственном отношении не представляют опасности для русской народности, но зато некоторые из них явно стремятся к отделению от Русскаго Государства. То там, то здесь, в различных концах России, вспыхивает племенная вражда разных живущих рядом народностей, раздутая людьми, добивающимися смуты в Русском Государстве. Происходят побоища, насилия и убийства. Все эти безобразия, все эти взаимныя нарушения прав и нужд русских граждан, все эти попытки нарушения цельности государства не могут и не должны быть терпимы. Всем нам русским людям надлежит собраться под стяг Самодержавнаго Государя и стать на-страже народнаго русскаго единства, величия русскаго имени, господствующаго положения русской народности и цельности государства, созданнаго потом и кровью предков наших. Проявляя основанное на законности, неизменно справедливое отношение ко всем народностям, находясь отныне в постоянном общении со всею землею, верим мы твердо, Власть Царская внесет в страну столь необходимое успокоение, укрепит ея единство и постепенно научит иноплеменныя народности государства уважать и любить общую для всех Родину Мать.
Александр Шимонов.
*) См. „Сельск. Вестн.", № 63.
[Сельский Вестник, 1905, № 70, 2-3]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"