Авиация учит одному простому правилу – используйте чеклисты. Заранее обдуманный перечень шагов, которые нужно выполнить для достижения цели. Например, вчера у меня одна камера не включилась, вторая зависла. Все это уже в самолете, когда мы с инструктором засунули свои тушки на сидения и закрыли кокпит. Во-первых, это время уже оплачивается мною за его работу. Во-вторых, это раздражает меня, что совсем неприменимо к полету. В-третьих, развернуться и убрать кучу проводов, камеру, внешний аккумулятор к ней в тесном пространстве кабины невозможно. Одна минута стоит один доллар пока мы на земле, одна минута стоит три доллара, когда мы наверху. Вывод? Ночью я делал чеклист для камер. Переписать материалы со всех камер. Поставить все камеры на зарядку. Отформатировать в камере (а не на компьютере) карты памяти.
А дальше рулежка, уже чуть увереннее. Чеклист перед взлетом, после взлета я уже более-менее выучил, но все равно перепроверяю. Так надо. Даже замечал, если я из дома выбегаю куда-то в второпях (а я обычно никогда не опаздываю), то потом на душе тревожно, что мог что-то забыть. Поэтому чеклист.
Набрал высоту, инструктор почти уже не вмешивается, пальцы рядом со штурвалом только держит. Позавчера я круто ушел вверх при взлете и самолет начал сваливаться. За это мы повторяли упражнения по выходу из сваливания. Начало доходить до меня, зачем мы их делали. Долетели до тренировочной площадки, а это должно быть место, где нет людей или жилых домов. Начали повторять то, что не успели в прошлый раз. Полет вокруг точки, буква S английская и прямоугольник. Для этого нужно будучи наверху определить направление и силу ветра (вот как, а?) и корректировать углы наклона самолета в повороте. И нормативы жесткие: не более 10 градусов по горизонтали, не более 100 футов по высоте и соблюдение фигуры. За час я так ничерта и не смог нормально выполнить маневры. Хотя Билл и говорит, что я последние практически идеально сделал, но я-то знаю, что фиг.
Когда я выдохся, честно признался, что больше не могу сегодня это выполнять, мне нужно переспать это. Попросился на посадку, поучиться. Долетел без проблем, доложился. К счастью никого уже не было, поэтому кружил я в гордом одиночестве.
Первая посадка. Зашел высоко, в конце уже метров за 300 до ВПП Бил говорит, мы высоко летим, давай слипнем вперед. А я попросил его два дня назад показать, как это делается, чтобы почуять. Это прием, когда мы перед посадкой можем быстро сбросить высоту. Самолет как бы падает в яму. Он такой, давай я сделаю, а то поздно уже корректироваться. Не успеваю пикнуть, как задница проваливается под землю, в башку стучит кровь, уши закладывает, и мы уже над полосой. Сказать, что я вспотел до галстука, это ничего не сказать. Выглядел я, должно быть, занятно.
Приземлились, я уже собрался на причал рулить, как он мне – полный газ и влетаешь. И руки убрал от штурвала. И что я ему плохого сделал… Ну ладно, полный газ, самолет тут же вильнул влево в сторону земли. Давлю на педаль руля, чтобы выровнять по центру, а его несет в траву. Спустя секунду он набрал скорость и послушался руля, вывернул, а скорость уже выше взлетной. Тащу штурвал и идеально ухожу в небо. Впервые. Сам. В небо. С идеальным углом.
Красиво развернулся и пошел на второй круг. Сел сам. Впервые. 13 посадка по логбуку. Инструктор не прикоснулся. Тьфу-тьфу.