Найти в Дзене
soullaway soullaway

Жизнь как вечный трэш и угар. Размышления о Коррозии Металла.

Спроси сейчас любого человека, мало-мальски интересующегося русским роком «Какая группа является олицетворением тяжелого направления?», - думаю, 9 из 10 без раздумий назовет Арию. И это, в общем-то, справедливо. Как бы их не обвиняли во вторичности и плагиате, группа с середины 80-х творческих оборотов не сбавляла, альбомы выходили стабильно, ну а главное, также стабилен был интерес поклонников. Собрать аудиторию под тысячу человек в любом российском (и не только) областном центре для этих парней не проблема, и даже уход харизматичного и талантливого вокалиста Валерия Кипелова в начале нулевых на снижение интереса поклонников в целом не повлиял. Но в данном посте речь пойдет не об Арии, а о других представителях отечественного тяжмета, когда-то знаковых и культовых, а ныне подзабытых. Хотел сперва написать «незаслуженно позабытых», но если вдуматься, то именно что заслуженно.

Итак, речь о скандальной «Коррозии Металла». Да-да. В 90-е годы, ответ от среднестатистического любителя рок-музыки на вышеприведенный вопрос был бы не столь однозначен, как сейчас. Многие назвали бы именно «Коррозию». Тем более что по частоте упоминаний в медийном пространстве в 90-е годы «Коррозия» явно опережала «Арию». Пусть и зачастую за счет скандальности и эпатажности, но тем не менее. Эти составляющие успеха никто не отменял со времен зарождения рок-музыки.

-2

История «Коррозии» началась в начале 80-х, когда московский школьник Сергей Троицкий, услышав классику хард-рока вроде «Led Zeppelin», решил сам играть подобную музыку. Пересказывать всю историю группы смысла нет, все это есть в интернете, я лишь позволю высказать себе свою точку зрения на феномен этой группы.

В 80-е годы ни о какой популярности «Коррозии» речь не шла. Модный метал, кинулись играть выходцы из разнообразных ВИА. Делали они это достаточно профессионально, насколько конечно позволял уровень отечественной аппаратуры и звукорежиссеров.

«Ария», «Круиз», «Август», «Черный кофе» вышли как раз из филармоний и стали невероятно популярны, причем не только в столицах, но и в провинции. На фоне этих вполне качественно звучащих команд андеграундная «Коррозия» с гаражным звуком звучала неубедительно. Желающие могут ознакомиться в сети с их демо тех времен.

Далее, как вы помните, произошел взлет популярности того, что принято сейчас называть «легендами русского рока», стадионы уже собирали Кинчев, Цой, Шевчук, Гребенщиков. Метал с его филармоническим прошлым и официозными текстами про деревянные церкви Руси и волю с разумом перестал быть актуальным и интересным. Далее наступили 90-е, и очередное поколение подростков кинулось слушать модные альтернативу и техно. Казалось бы, интерес к металлу пропал окончательно у широкой аудитории и вернуть его нереально. И вот тут-то прозвучал гнусавый голос «Больше водки, трэша и угара, например!».

Сергей Троицкий, к тому времени известный под сценическим псевдонимом «Паук», музыкальной деятельности не прекращал. Отсутствие высокой техники игры на инструментах (он начинал гитаристом, потом переключился на басс, видимо, как раз из-за недостаточного умения играть), посредственные поэтические способности, никакой вокал компенсировались организаторскими способностями и личной харизмой. Это дало результат. В результате чехарды с музыкантами к началу 90-х собрался состав, который сейчас принято называть «золотым», и в котором возникла некая химия, творческая атмосфера, результатом которой стал выпуск нескольких альбомов, ставших классикой российского тяжелого рока.

-3

В 90-е годы альбомы «Орден Сатаны», «Каннибал» и «Russian vodka» звучали очень круто и многими любителями тяжмета, в том числе и автором этих строк были заслушаны до дыр. Энергетика, общая раздолбайская атмосфера, подача материала, специфический черный юмор давали на выходе занимательный эффект. Ну и собственно музыка была хорошая, появились люди, имевшие способности к сочинению цепляющих риффов.

Пожалуй, справедливо будет упомянуть и соучастников этого успеха: в первую очередь, гитарист и вокалист Сергей Высокосов «Боров», заявлявший в последующих интервью, что он поднял «Коррозию» на профессиональный уровень, гитарист Роман Лебедев «Костыль» и ударник Александр Бондаренко «Ящер». Но сами по себе альбомы бы не выстрелили без скандальных и провокационных концертных шоу. Использование на сцене стриптизерш и всяких фриков типа карлика Черного хоббита и двойника Гитлера подогрели интерес к группе у широкой публики. И, наконец, умение работать со СМИ. Паук, безусловно, гений самопиара. Пожалуй, он появлялся тогда на телевидении во всех программах, кроме «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейки». Он мелькал в «Программе А», «Музобозе», «Виниловых джунглях», «До 16 и старше» и даже в полудетской «Марафон 15».

И это в сумме сработало! Паук возродил интерес к металу тогда, когда он был мало кому интересен. И показал, что метал может быть не только «филармоническим» с текстами про борьбу за мир. А также то, что он может быть вполне себе коммерчески успешен. Вокруг «Коррозии» начало формироваться движение, куда присоединялись новые метал-группы, проводились фестивали «Железный марш», а также с одноименным названием теле-шоу на одном из кабельных каналов. Как и положено серьёзным ребятам Паук сотоварищи издавали и свой собственный одноименный журнал.

Казалось бы, ниша найдена и занята, можно и дальше жить в обычном рокерском режиме «альбом-тур-альбом», чем собственно успешно занимается и мелькнувшая в начале «Ария». Но, как говорится, далее «что-то пошло не так». Попробуем разобраться, что именно. Тут совокупность обстоятельств, многие из которых взаимосвязаны.

Главная причина, на мой взгляд, это распад успешного творческого тандема «Паук-Боров», а также в целом распад «золотого состава». Оказалось, что без Борова Паук «не вывозит». Некому интересные риффы сочинять стало. Паук талантливый пиарщик и организатор, но посредственный музыкант. Адекватной замены Борову не нашлось, опять десятками менялись музыканты, но креатив был нулевой. И попытка освежить звук элементами из индастриала и хардкор-панка от провала не спасла. Еще смешнее в данной ситуации выглядели вокальные потуги Паука. Уж не знаю, кто ему внушил, что у него есть вокальные способности, но в последующих альбомах он записал лидер-вокал ко многим песням, что отнюдь не прибавило им качества при ужасной музыкальной и текстовой составляющих.

А к распаду золотого состава привело еще одно обстоятельство, сказавшееся на судьбе «Коррозии». Во второй половине 90-х стало набирать популярность движение НС-скинхедов, и Паук решил окучить эту аудиторию. Если уж эпатаж, то на все фронтах, видимо, таковой была концепция. Все это вылилось в интервью со скандальными псевдополитическими заявлениями, и появлению текстов экстремистского содержания. В какой-то момент власти обратили на это внимание, соответственно на Паука было заведено уголовное дело по экстремизму, и дальнейшая деятельность группы стала затруднена. О «Коррозии» стали забывать.

-4

И что мы имеем в итоге на сегодняшний день? А то, что культовый рок-музыкант, когда-то олицетворявший для многих российский метал, превратился во фрика и тусовщика, на подобие не к ночи помянутых Никиты Джигурды и Сергея Зверева.

Он устраивает пиар-акции типа выдвижения в мэры и депутаты, влипает во всякие сомнительные истории вроде пребывания в черногорской тюрьме по обвинению в поджоге дома.

А музыка? Ну, формально какие-то альбомы выпускаются, видимо с целью кому-то доказать, что «пациент скорее жив, чем мертв», всякий раз с новым составом, концерты даются в основном в столичных клубах, туры в провинцию крайне редки. Но, с другой стороны, а так ли нужны Пауку длительные концертные туры, актуальные альбомы?

Рок-звездой почти стадионного уровня он побыл, испытал, каково это. Похоже, своим нынешним статусом он доволен, с творчества он уже, судя по всему, давно не живет, а водка, трэш и угар никуда из его жизни не делись. А это, как ни крути, его жизненное кредо. Но, тем не менее, я говорю ему спасибо, ибо журналы «Железный марш», а также песни про русскую водку и люцифера в начале 90-х, в числе прочего, также сделали мою юность. Как минимум за это ему стоит быть благодарным.

А на сегодня всё, и спасибо вам за внимание!