Как такое могло случиться? Как могло в голову Ирины Славиной прийти решение о самосожжении? Не пожалела семью, любимого мужа и дочь, про которую писала, какая она заботливая. Ни собаку, которую, очевидно, обожала. Ни маму, за которую радовалась, что вот какие огурцы растут в ее прекрасном огороде. Никого не пожалела. От всех ушла. Всех осиротила. Почему?
Потому что то чувство несправедливости, которым она была переполнена, оно оказалось сильнее любви к близким и даже к жизни. Она не смогла с ним справиться. Она не понимала. Не понимала этот мир. «Да как же так? Я в одиночку колочусь ради вас и пытаюсь помочь вам. Против меня весь этот несправедливый мир. А вы молчите!»
Возможно, в душе Ирина по своему мировоззрению и содержанию была христианкой, не нашедшей Бога в своей жизни и не пришедшей к Нему. Иначе бы она знала, что со времени грехопадения «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Поэтому Господь говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Если бы Ирина по-настоящему пришла к Богу, то знала бы, что мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин. 16:8-9). И что «дела этого мира злы» (Ин. 7:7) и «подлежат суду». Но Ирина во время своей жизни ко Христу, к сожалению, не пришла...
Когда Христос смотрел на ее гибель, наверное, Ему было больно за нее, Он сострадал ее боли и ее смерти. Ведь Он любящий, ведь Бог есть любовь. И если я верующий человек, то я на Его стороне, поэтому и мне больно…
Но... Сам же я спрашиваю себя: готов ли я как христианин, как священник Бога живаго пойти на такую же страшную смерть (не суицид, конечно), а ежели слуги антихристовы или кто иной потребуют от меня отречения от Христа и скажут, что если не отречешься от веры в Распятого, сожгут на столбе, как это уже было в истории Церкви, или распнут на кресте, как и Спасителя нашего? Не знаю, Господи. Дай мне сил, веру непоколебимую и терпение ангельское, чтобы не смалодушничать в минуту искушений и испытаний.
27 июля 2011 года на заседании Священного Синода был принят документ «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшего», в преамбуле которого хотя и указывается, что «Церковные каноны запрещают "приношение и молитву" за самоубийц» (Тим. 14), однако говорится, что «указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви», а ведь сейчас, «в настоящее время большая часть покончивших с собой – это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи "вне ума", хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами».
Кроме совершения предложенного чина о родственниках в данном документе, вполне естественно, говорится о возможности личной «келейной» молитвы (со смирением и любовью) о «взыскании» и «аще возможно есть», о «помиловании» человека. Эта молитва исходит из веры в Божью любовь, надежду на нее, невозможность для нас предвосхищать Божии суды – осудить кого-либо в ад. Молитва эта приносится со смирением сердца перед Богом-Любовью.
Господи, приими человека, который, может, не знал Тебя лично, но знал, что такое сострадание и любовь. Все, что она делала, было из любви к людям. Пусть она и не выдержала этого тяжелейшего искушения... Но Ты ведь знаешь ее сердце, Господи!
И здесь я полностью согласен с молитвой иерея Андрея Логинова, который так выразил молитву о Ирине Славиной в соцсетях: «Господи, пусть эта кончина обернется покаянием и светом, пониманием ценности человеческой жизни, а не умножением зла, жестокости, не торжеством смерти». Аминь.
Иеромонах Венедикт (Мочалов)
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить «Like», а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блог в Яндекс Дзен, оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.