Наверняка многие из вас попадали в такую ситуацию: вы рассказываете человеку что-то, о чем имеете ясное и четкое представление, а он вас понял совершенно не так, как вы хотели донести, исказив весь смысл сказанного. Бывало? Но не спешите обвинять вашего слушателя в недалекости. Возможно, все дело в логических ошибках, которые вы ненароком допустили в своем рассказе.
☝ Именно они часто в ответе за то, что вас неправильно понимают. А это может принести немало проблем и вам, и заказчику. Текст, в котором допущено много логических ошибок, как минимум не будет работать. А как максимум - может вызвать общественный резонанс и скандал. Но если грамматические ошибки выявляются достаточно легко с помощью разных сервисов, то на логические текст так просто не проверишь. Здесь надо начинать с теории. А именно с законов логики.
➡ Чтобы вас понимали правильно, необходимо соблюдать четыре основных закона логики:
1. Закон тождества. Любая мысль в рассуждении должна быть четкой, определенной, иметь устойчивое значение. Нельзя отождествлять разные мысли, нельзя вкладывать в одни и те же слова разный смысл. Иначе может возникнуть подмена понятий, суть исказится и суждение станет двусмысленным. Часто про такие рассуждения мы говорим: “В огороде бузина, а в Киеве дядька”.
📌Примеры:
- Журналист пишет в статье: “Суд признал Иванова виновным на основании предоставленных доказательств”. Но дальше, чтобы раскрасить текст, автор использует слово “доводы”. И получается, что суд незаконно осудил человека всего лишь на основании чьих-то доводов!
- "Шел сильный дождь. Едва выбежав из подъезда, плащ промок насквозь". Отсюда следует, что из подъезда выбежал плащ, а не человек. И такие конструкции, к сожалению, встречаются довольно часто.
- “Студенты прослушали лекцию”. Здесь не понятно, то ли они внимательно слушали преподавателя, то ли наоборот, не слушали его вовсе.
💡 Иногда закон тождества нарушают специально, чтобы запутать слушателя и доказать какую-то ложную мысль. Это называется “софизм”.
2. Закон противоречия. Он запрещает утверждать что-то и тут же отрицать это утверждение. Мысль не может быть сразу и истинной, и ложной, у одного и того же предмета не может быть противоположных свойств. Из двух противоречащих друг другу суждений одно обязательно будет ложным.
📌Примеры:
- “Закрой рот и ешь!” Эти два действия исключают друг друга.
- В начале рекламного текста копирайтер пишет: "Все прекрасно понимают, как важно следить за здоровьем и правильно питаться”. А в середине текста нам может встретиться уже такой оборот: “Но, к сожалению, многие до сих пор не понимают важность правильного питания”. Получается, что первая мысль — ложная.
Впрочем, иногда противоречия вводятся в текст намеренно, как художественный прием. Например, “Невозможное возможно”, “Неслучайная случайность”, “Жаркий лед”.
3. Закон исключенного третьего. Применяется только к противоречащим друг другу утверждениям. Противоположные суждения не могут быть одновременно и истинными, и ложными. “Третьего не дано”: если вы в одно и то же время сравниваете два абсолютно противоположных понятия, то одно из утверждений обязательно будет истинным.
📌 Примеры:
- “Шубка была тонкой, но очень теплой”. Здесь нарушений нет, поскольку “тонкий” и “теплый” никак не исключают друг друга. А вот предложение: “Медсестра разбудила больного, но он продолжал спать”, нарушает третий закон логики. Уже разбуженный человек не может быть одновременно спящим.
- “Эта война была довольно мирной”. Война и мир - противоположные понятия, и ставить между ними знак равенства никак нельзя.
4. Закон достаточного основания. Именно его чаще всего нарушают в коммерческих текстах и деловой переписке. Закон гласит: каждая мысль может быть признана истинной, только если она достаточно обоснована. При этом обязательно должны наличествовать причинно-следственные связи между утверждением и аргументами.
📌 Примеры:
- “Я желаю тебе самой лучшей жизни, поэтому и наказываю”. Здесь никак не обозначена причинно-следственная связь между наказанием и лучшей жизнью, и совершенно не понятно, как одно вытекает из другого.
- “Мы не получали вашего письма, а значит, заказа вы не делали”. Этот аргумент ничего не доказывает, ведь письмо могло попасть в “Спам”, или на сервере мог произойти сбой.
- “Мы уже 10 лет на рынке, поэтому наши изделия всегда высокого качества!”. Но что мешает десять лет штамповать низкокачественные поделки? Мы немало знаем таких фирм.
➡ Как видите, чтобы текст был убедительным и не вводил аудиторию в заблуждение, нужно тщательно следить за тем, что вы пишете и как излагаете свои мысли. Логика языка и безупречность мысли — залог хорошего, работающего текста.
☝ И не только! Знание законов логики поможет вам и в бизнесе, и в жизни. Вы сможете грамотно вести переговоры, составлять сложные документы, не поддаваться на уловки мошенников и манипуляторов, четко понимать, какие ложные мысли вам пытаются искусственно навязывать. Сплошная польза!
♥А если вы узнали для себя что-то новое, не забудьте нажать на сердечко!♥
Нажимайте и получите текстовый отчет: 🔶 2 простых способа и 3х-недельный план действий, чтобы зарабатывать в интернете, даже если вы новичок 🔶