Танки советской школы известны довольно маленькими полусферическими башнями литой конструкции. Однако в наши дни от этой концепции отошли. Причин несколько и каждая из них имеет твёрдую аргументацию. Так почему же литые башни сменили на угловатые сварные?
Почему полусферические?
Сфера – самая прочная форма среди всех возможных. Причина в равномерном распределении кинетической энергии по площади, а чем больше площадь воздействия, тем меньше повреждений внутри.
В СССР отлично понимали преимущество сферической формы и в процессе развития танкостроения, башни скруглялись до полусферы. Преимуществ было несколько. Первое уже упомянуто – прочность. Второе – рикошетность. Третье – возможность дифференциации благодаря литьевой форме. Четвёртое – малая масса для своих защитных свойств.
Почему начали отказываться?
Причина кроится в боеприпасах. С появлением оперённых бронебойно-подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, скорость полёта одного такого боеприпаса возросла до минимальных 1 000 метров в секунду. В случае 125 мм орудий начальная скорость ОБПС достигает 1 800 м\с, а в некоторых случаях даже больше.
При попадании даже 22 мм снаряда со скоростью около 1 500 м\с, кинетическая энергия настолько большая, что «острый лом» не рикошетит даже под острыми углами, вгрызаясь в броню. В момент попадания снаряда в броню, сталь разогревается и переходит в вязкое состояние. Так что против современных боеприпасов нужны прочные и термостойкие материалы.
В связи свыше сказанным, рикошетные свойства полусферической формы стали практически бесполезными, а размещение композита в полости сложной формы дело не из простых.
Разработка сварных башен началась примерно в начале 80-х. Первый известный прототип ОБТ со сварной башней, созданный в СССР – Объект 186. Это был Т-72 со сварной башней, напоминающей современный Type 96. Вооружение осталось тем же – 125 мм пушка. Двигатель – экспериментальный Х-образный. Следующим был Объект 187. Это проект глубокой модернизации Т-72 с увеличенным габаритом лобовой брони корпуса, сварной башней пятиугольной формы, ДЗ «Контакт-5» и КОЭП «Штора». Проект не приняли на вооружение в полной мере. Официальная причина – экономический кризис после распада СССР. Наработки Объекта 187 использовали в Т-90А, установив башню той же конструкции. Нечто похожее использовали в Украине на Т-84У «Оплот».
Дальнейшие разработки – БМ «Оплот», Т-90М и так далее используют совершенно другие башни, так же сварной конструкции. В сравнении с литыми, они имеют повышенную прочность – примерно на 15%. Причина кроится в технологии изготовления. Во время проката стальной детали, её плотность увеличивается, в то время как литая башня не поддаётся прокату и внутри могут быть мелкие воздушные полости, уменьшающие общую прочность конструкции.
Итог.
От литых башен начали отказываться ещё в 80-е. Были проекты Объект 186 – Т-72 со сварной башней и Объект 187, башня которого используется в Т-90А. Похожая конструкция установлена на Т-84У харьковского производства. Причина – большая прочность сварной катанной детали в сравнении с литой. Рикошетность сложной формы не актуальна из-за активного использования кумулятивных зарядов и высокой начальной скорости ОБПС при малом калибре, что способствует колоссальному давлению и тепловыделению при попадании в стальную деталь.