БЕСЕДА. XXXVII. Беседа учителя с крестьянами о воспитании ими детей и его результатах.
Давно собирался я побеседовать с вами об одном серьезном деле. Наблюдая в течение восьми лет за своими учениками и за учениками своих предшественников, я пришел к полному убеждению, что жизнь натолкнула их на ложный путь, на ложную дорогу. Отчего это произошло? Причина ясная: они не получили в семье воспитания. Сегодня и хочу я побеседовать с вами, друзья, о воспитании детей.
У каждаго из вас охапка ребят, а потому каждый из вас нуждается в указаниях на этот предмет. Воспитание — задача сложная, задача трудная, требует много заботы, осторожности и терпения со стороны родителей
Все мы нуждаемся в указаниях, а вы, конечно, еще больше.
Первая задача выростить детей вами выполнена: дети ваши достигли уже известных лет, но как эта задача выполнялась, сами знаете. Погрешностей было, конечно, много; судить не стану, потому что этого не воротишь.
Перейду ко второй задаче. Вторая задача заключается в том, чтобы дать детям ума-разума, одним словом — научить всему доброму, полезному. Много серьезных погрешностей совершается против этой задачи. Приведу следующие примеры: на девятом, десятом году вы посылаете ребенка в школу. Что он знает порядочнаго, не говоря уже хорошаго? Положительно ничего; не знает которая правая, которая левая рука, не умеет перекреститься, не знает сосчитать пальцев на руке, а еще хуже — не знает, как зовут отца, мать, а дедушку да бабушку — почти поголовно. Неужели это приятныя вести для вас? Такое отношение к детям непростительно. Дальше: проходит такой ученик три, четыре зимы в школу, научится, конечно, школьной грамоте, одолеет ее, но, к сожалению, ненадолго. После окончания школы где-бы заботиться о поддержании приобретенных познаний, об их. так сказать, прибавке, расширении, ученик о том и не думает. Кстати будет сказать, у нас богатая библиотека, да такая, что в окрестности нет подобной; книг в ней почти тысяча экземпляров, на сумму около шестисот рублей. Пользуется этими книгами крайне ограниченное число чтецов.
Куда же у нашей подростающей и взрослой молодежи девается свободное время? Я поговорю об этом несколько позже, а пока скажу: время надо распределить так, чтобы его достало на все необходимыя потребности или нужды, а ведь от вас, родителей, зависит сына или дочь заставить взяться за ум-разум. И так, видите, сколько вы делаете промахов, промахов безвозвратных по отношению исполнения этой задачи.
Перехожу теперь к третьей воспитательной задаче. Она заключается в постоянном разумнострогом надзоре за детьми. Эта задача еще больше нарушается вами, чем две предыдущия. Вот примеры: я часто спрашивал матерей: где твой сын или дочь? Отвечает несчастная мать: „а тот-то *) его знает!"— А скоро-ли вернется он домой? „А есть захочет, так и сам придет, не до света же он будет носиться." Как это не знать где „носится" ребенок? На ком же лежит эта забота, как ни на отце и ни на матери? Подобных примеров много, а что они показывают? Они ясно свидетельствуют о широкой свободе и об отсутствии всякаго надзора. Вот есть у нас пивной праздничек — „милыя субботки". Я, вопреки инструкции, то-есть руководства, распускаю учеников, даю им свободу, но многие из них не довольствуются данным временем, они еще самовольно увеличивают праздничные каникулы, гуляют еще два, три дня.
Нынче я спрашиваю одного отца: почему твой сын не был в школе два дня? Говорит отец: „а я почем знаю". А были случаи, когда на подобный вопрос получался еще худший ответ: „а когда и погулять как не в праздничек". Этот пример свидетельствует не только о широкой свободе, а еще и покровительствуется она вами, родителями.
Вы скажите мне: „нам некогда следить за ребятами". Неправда. Вы сами замечали, что чем больше досужаго, свободнаго времени, тем больше совершается молодежью и подростками самых ужасных безобразий: обшариванье садов, обшариванье огородов, пьянство, картежная игра и так далее. Так что виновато ” не время, а ваше как бы прямое нераденье помочь своим же детям идти правильным путем к честной, трудовой жизни.
Вот еще пример покровительствуемой широкой свободы. В нынешнем году, осенью, у меня из школы выбыло из средняго отделения изрядное число учеников; одни из них годны были в старшее отделение, а другие должны были оставаться в среднем же отделении. То, что они выбыли, горю не поможешь, но вот печально, что все выбывшие мальчики и девочки поступили уже в новую школу, которую они страстно полюбили и жертвуют для нея всем досугом; вот на что они убивают свободное дорогое время; до книг ли им, до этой ли им школы? Они спешат в излюбленную школу, школу разврата. Это есть на вашем языке „беседа" или „посидка“. Чтобы описать все безобразия бесед, потребуется много времени. Я не обойду молчанием самых ужасных вещей, которыя творятся одинаково как взрослой молодежью, так и подростками. Я лично видел и слышал ужасы этих бесед. Становится непонятным, почему вы. родители, допускаете на беседы своих малолетних детей (10 и 11 лет). Про взрослых я не говорю: это дело посещения бесед у них стало священным обычаем. Если вы отпускаете их в эту школу разврата, то или явно покровительствуете широкой свободе, или не знаете, что там происходит и не стараетесь удерживать их от такой пагубы. Вот что происходит на этих беседах: все время с вечера и до поздней ночи сыплется самая отборная брань, на которую иногда устраиваются состязания, то-есть кто кого превзойдет в этом; поется целый ряд непозволительных песен; устраивают ряд игр с поцелуями, иногда пекутся блины и часто распивается водочка; после этого уже идут обниманья, а потом... и т. д.
Вот вся эта ватага высыпает на улицу, делает прогулку по деревне, прогулка сопровождается шиканьем, свистом, игрой на пастушеской трубе, отборной бранью, пением гнуснейших песен, которых не встретишь ни в одной книге. Хватило же времени и желанья на заучиванье такой гадости! Беда повстречаться с этой ошалелой толпой! И надо же греху быть. Нашему священнику пришлось проезжать селом во время такой прогулки. И что же? Один из толпы двенадцатилетний мальчишка осмелился остановить священника словами: „Стой! Тпру!" Священник не мог остановиться: лошадь взбесилась. Видите, на животных действует подобное безобразие ошалелой толпы, а вы как бы и не слышите. Ну, а если бы священник остановился? Чтобы стал делать этот несчастный мальчишка? Слышите ли, до какой разнузданности приводят ваших детей эти беседы.
В этой беседе участвуют, как я уже говорил, десятилетние и одиннадцатилетние девочки и мальчики. Как это дело устроилось, т. е., как подростки стали равноправными членами такого безумия? Я поделюсь с вами и на этот вопрос сведениями. С девочек взрослые парнишки не потребовали оброка, хотя оне, девочки, изредка угощают ребят блинами, жареной свининой; с мальчиков же они потребовали привальное — по две бутылки водки. Одни из них успели уплатить такой оброк, а другие — победнее — обещали к назначенному сроку поставить требуемую водку. Я некоторым отцам говорил об этом и просил строго следить за ребятами.
Печально, грустно и обидно становится из-за вас и из-за ваших детей. Все это сказано мною не для того, чтобы доставить себе удовольствие поговорить, а вам послушать. Нет, я хочу помочь своими советами вашему безконечному горю и тем самым вызвать всех вас на борьбу с укоренившимся злом. Будем работать дружней!.. Довольно спать вам под звуки пастушеских труб и гармоник, на которых наигрывают и поют ваши дети отвратительныя песни и прибаутки. Как бороться, что предпринять, об этом тоже можно поговорить и сделать кое-что. Ну, могут-ли мать и отец иметь послушнаго сына или — дочь после такой дарованной свободы? Уверяю вас, что никогда! Так глубоко развращает эта дарованная вами свобода.
Вот еще я подметил одну нежелательную сторону в вашей жизни; эта сторона касается тоже воспитанья детей. Когда беду нельзя поправить, т, е. уже нет надежды на исправленье сына или дочери, вы наивно говорите: „Бог не усамил, так и сам не усамишь." В переводе надо так понять: если Бог не помог, то и сам ничего не поделаешь. А я скажу: „на Бога надейся, да и сам не плошай." Сам смотри за детьми, сам следи за ними, а то выростут дети вам же на горе и на слезы, а соседям на осужденье. Это явленье и сейчас есть, было оно, да и будет, если вы останетесь глухими и не поработаете в этом направлении.
Вы полагаете, что маленькия дети глупы, вы вполне уверены, что дети до девяти и десяти лет не умеют отличать чернаго от белаго или белаго от чернаго. В виду этого вы и позволяете себе при них излишнюю, некрасивую и непохвальную свободу. Да разве вы не замечали такого явления? Когда наденут на двухлетняго ребенка новенькую рубашку, то как он радуется, суетится, всем указывает на свою обновку и с пренебреженьем относится к старой подобной же вещи. Вот вам доказательство того, с какого времени начинают понимать дети и делать различие между черным и белым. Тяжело отмечать такие случи в вашей жизни; отсюда следует заключить, что ваши дети в семье получают не воспитанье, а одно лишь только питанье.
Теперь посмотрим, каких успехов в жизни достигли бывшие ученики. У нас есть несколько ярких примеров. Я в праве сказать об них нечто: один из учеников волостным судом был приговорен к десятидневному аресту; нескольким грозило составление протокола за буйство и другие проступки.
Думаю, довольно и того, что я вам высказал. Будьте же, родители, осторожны в воспитании детей и не считайте задачу воспитания за нуль, за пустяки, иначе вы никогда не дождетесь светлых дней в жизни.
Учитель Валговицкой земской школы И. С. Звездочкин.
*) „Тот-то" по местному наречию обозначает „черт".
[Сельский Вестник, 1905, № 67, 2-3]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"