Найти тему

Задержать нельзя пропустить

Оглавление

Когда воздушный транспорт пытаются использовать злодеи, понятно, где тут запятая

​Вслед за военно-­техническим форумом «Армия 2020» возможность увидеть друг друга и поделиться своими достижениями вживую появилась на форуме «Безопасность на транспорте-2020», который состоялся 7–8 сентября в Санкт-­Петербурге, в конгрессно-­выставочном центре «Экспо-­Форум»

ФОРУМ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ-2020» ПРОВОДИТСЯ С 2011 ГОДА. ЗА 9 ЛЕТ В ИТОГОВЫЕ РЕЗОЛЮЦИИ ЕГО СЕССИЙ ПОСТУПИЛО БОЛЕЕ 1600 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИЗ КОТОРЫХ СВЫШЕ 500 БЫЛИ ПОДДЕРЖАНЫ ПРОФИЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВАМИ. В НЫНЕШНЕМ МЕРОПРИЯТИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 700 ДЕЛЕГАТОВ ИЗ 50 РЕГИОНОВ РОССИИ. В РАМКАХ 20 СТРАТЕГИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ СЕССИЙ, КОНФЕРЕНЦИЙ И КРУГЛЫХ СТОЛОВ ВЫСТУПИЛИ 150 ДОКЛАДЧИКОВ. ГЛАВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДИСКУССИОННОЙ ПРОГРАММЫ ФОРУМА СТАЛИ БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗАВАРИЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВСЕХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА.

В «Воздушные ворота» чужие не пройдут

​Своим опытом поделились «хозяева поля» — ​ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Компания стала оператором аэропорта Пулково в 2020 году на основании подписания договора о государственно-­частном партнерстве. Как рассказал директор по авиационной безопасности ВВСС Евгений Степанов, обеспечение безопасности «Пулково» осуществляется в соответствии со специальной программой, составленной в общей сложности в семи версиях (седьмая действует по сей день).

К основным направлениям обеспечения безопасности относятся помимо досмотра материальных объектов (багажа и ручной клади) также наблюдение и собеседование. То, что сегодня именуется общим термином — ​«профайлинг». Обучение персонала проводится по программам на основе имеющих самый большой опыт в этой обрасти рекомендаций израильских спецслужб. Будущие специалисты обучаются распознавать мотивы поведения человека по его эмоциям. Особое внимание уделяется умению вести себя в конфликтных ситуациях.

В мировой практике также получила распространение система автоматического обнаружения угроз. Она разработана на основе боле чем 100 000 реальных изображений угроз и запрещенных предметов и справляется с задачей как на двухмерных изображениях, так и на трехмерных. Для досмотра ручной клади сегодня применяется метод компьютерной томографии. Современные технологии применяются также для досмотра автомобилей, въезжающих в режимную зону

-2

COVID добавил оборудования

​Основатель компании WEKEY Василий Эчин рассказал о новых международных трендах оснащения аэропортов в условиях повышенной эпидемиологической опасности. Один из них состоит в переходе на современные и более эффективные технологии досмотра. В частности, на применение двухпроекционных рентгенотелевизионных устройств, а также автоматической системы возврата и дезинфекции лотков для одежды и обу­ви. Благодаря этим технологиям увеличивается площадь зоны досмотра и не создаются очереди. Применяемое оборудование обладает высокой разрешающей и проникающей способностью, а главное — ​позволяет хранить данные в течение 30 дней (таково требование международных норм авиационной безопасности).

Главный специалист дирекции по защите активов ООО «Базэл-­Аэро» Виктория Богучарская обратила внимание на проблему, связанную с сертификацией досмотрового оборудования. Ее стоимость может достигать миллиарда руб­лей, но при этом его надежность и способность выявлять многие факторы опасности оставляют желать лучшего. А сертифицировать оборудование нужно за счет средств самого аэропорта.

-3

Горячо, как в Африке

​Ведущий эксперт МАК Владимир Кофман поделился статистикой авиационных происшествий и катастроф на 100 000 часов налета на воздушных судах всех типов и классов (без учета авиации общего назначения) за период с 2010 по 2019 год. По данным МАК, самым неблагополучным стал период с 2016 по 2018 год, когда число авиапроисшествий вообще и катастроф в частности было наибольшим. Положение дел с безопасностью в СНГ представляется наихудшим — ​даже хуже, чем в Африке (которая по числу происшествий заняла второе место после СНГ). В 2019 году позиция СНГ была немногим лучше — ​Содружество поменялось местами с Африкой. IATA также составила отчет о происшествиях со всеми самолетами стран СНГ взлетной массой более 5700 кг. Самым тяжелым стал 2018 год, но начиная с 2019-го наметилась тенденция улучшения. 2018 год стал также рекордным по количеству случаев гибели пассажиров. Данные по вертолетам показывают, что самым плохим стал 2018 год, а самым благополучным — ​2019-й.

Отдельно были рассмотрены статистические данные по воздушным судам АОН, ситуация с которыми намного хуже, чем с коммерческой авиацией. Для АОН самым худшим стал 2015 год. Для сравнения, в США одно небольшое воздушное судно приходится на 70 человек, в России — ​на 7000. В США зарегистрировано более 1500 авиационных происшествий при налете более 20 миллионов часов 225 000 воздушными судами, в России — ​то же самое при участии 3000 воздушных судов. В докладе Росавиации за 17 марта 2020 года говорится, что по-прежнему актуальной остается проблема сознательных нарушений правил полетов частными владельцами воздушных судов АОН. Наиболее распространенные виды нарушений — ​превышение ограничений, полеты в пьяном виде и отсутствие сертификата летной годности на воздушное судно

-4

Рекомендации не выполняются

​Существенным фактором опасности является невыполнение рекомендаций комиссий по расследованиям авиационных происшествий. Так, например, было рекомендовано организовать и провести исследования по изучению условий потери экипажами ВС пространственной ориентировки и попадания в сложное пространственное положение с выдачей практических рекомендаций по повышению безопасности полетов.

Отдельно было рекомендовано оценить влияние факторов акселерационных иллюзий в полете. По результатам работы было предложено разработать и внедрить специальный курс повышения квалификации летного состава, предусмотрев в нем теоретические и практические части. Рекомендации были составлены по итогам расследования катастроф в Сочи с самолетом А320, в Донецке — ​с самолетом Ту-154, а также в Перми и Казани — ​с самолетами Boeing-737–500.

Рекомендация выпущена по итогам расследования не только катастроф, но и инцидентов, имевших место с самолетами Boeing-737 в аэропортах Пулково 24 ноября 2006 года, «Внуково» 13 ноября 2017 года и в Ростовской зоне 29 октября 2018 года.

Не выполнены и рекомендации по внедрению в практику подготовки летного состава программ по всем аспектам влияния на безопасность полетов человеческого фактора. Помимо этого рекомендовано создать специальный сертификационный центр для обслуживания воздушных судов, не имеющих сертификата типа. И эта рекомендация также не была исполнена.

Проигнорировано и предложение разработать квалификационные требования по английскому языку для членов летных экипажей, выполняющих полеты на воздушных судах, документация на которые составлена на английском языке. Данные квалификационные требования касались и специалистов по наземному обслуживанию воздушных судов.

Отдельно рассмотрена проблема, связанная с утратой пилотами навыков ручного управления при наличии автоматических систем. Федеральная авиационная администрация США признает, что внедрение автоматики повышает уровень безопасности полетов, но со временем приводит к снижению квалификации пилотов. По данным FAA, ошибка пилотов при ручном режиме является причиной 92% всех летных происшествий.

-5

Питаться надо правильно

​Залог безопасности полетов — ​это и «здоровое питание» воздушных судов. Генеральный директор ООО «Петротех» Татьяна Воловик обратила внимание на то, что сегодня наше государство устранилось от контроля за качеством авиатоплива. От государственного контроля, существовавшего в СССР и существующего поныне в Индии и Китае, Россия перешла к системе подтверждения качества, принятого в США и Европе. Самоустранение государства из зоны исключительной ответственности за безопасность полетов и управления рисками привело к разбалансировке системы авиационного топливообеспечения: от контроля производства до заправки «в крыло».

Сегодня нет закона, согласно которому авиакеросин должен соответствовать нормам летной годности. Пути решения проблемы — ​возврат к контролю всего периметра авиатопливо­обеспечения. Кроме того, сегодня необходимо создать электронный паспорт авиатоплива. Разработан прибор ERASPEC, который способен подтвердить качество топлива в течение двух минут в момент заправки. В создании паспорта топлива принимают участие ГосНИИ ГА и 25 ГосНИИ Минобороны. Прибор внесен в Госреестр средств измерения и поставляется в двух вариантах — ​российской сборки и австрийской

БПЛА пустили по этапу

​Инструменты для минимизирования рисков использования беспилотных летательных аппаратов следует внедрять поэтапно. Госкорпорация по ОрВД уже сегодня для пользователей БПЛА предоставляет актуальную информацию, в частности, касающуюся запретных для полетов зон. В мировой практике уже существуют технологии, не позволяющие производить полеты над этими зонами. Ряд производителей БПЛА разработал технологии виртуального ограждения, благодаря которому полет над запретной зоной будет невозможен. Но информация о воздушном пространстве Российской Федерации является недостаточно полной. Его актуальная структура не отражена.

Один из первых шагов — ​организация учета беспилотных воздушных судов. Пользователи, поставившие свой БПЛА на учет, более ответственно подходят к организации полетов. Кроме того, именно в этом случае существует гарантия возврата потерянного беспилотника — ​владельца находят по учетному номеру. Росавиация и Госкорпорация по ОрВД стремятся упрощать процедуры использования беспилотников. Владелец зарегистрированного БПЛА имеет возможность получить план полета через интернет, а также зарезервировать воздушное пространство. Создается база данных для учета беспилотников.

Строго говоря, беспилотным является любой современный пассажирский самолет, способный совершить посадку в автоматическом режиме. Заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Шнырев отметил необходимость рассмотреть все риски причинения вреда посредством БПЛА, в том числе и неумышленные, например, когда летательный аппарат падает на людей или повреждает их винтами по причине технической неисправности или отсутствия должного опыта в управлении у внешнего пилота. Умышленное причинение вреда — ​это акты незаконного вмешательства, как правило, кибератаки. Вопрос противостояния им представляется наиболее актуальным, так как готовых рецептов борьбы сегодня нет.

Руководитель центра развития инновационных технологий и учета беспилотных воздушных судов Денис Овчинников сообщил, что развитие гражданского сектора БПЛА сегодня находится на начальной стадии и их потенциал использован не полностью. При этом зарегистрировано 465 000 БПЛА, а к 2025 году ожидается рост их числа до 2 490 000.

-6

Полезный беспилотник, но бесправный

​Об использовании дронов в аварийно-­спасательных операциях рассказал заместитель начальника Санкт-­Петербургского ГКУ ПСС по аварийно-­спасательным работам Андрей Багоцкий. Беспилотные авиасистемы используются для поиска потерпевших в чрезвычайных ситуациях, наведения систем поиска и спасения на объекты, для проведения специальных авиа­ционных работ и для разведки и мониторинга местности.

Беспилотный вертолет фирмы «Радар ММС» является основным воздушным судном, но в его использовании есть проблема. С 28 октября 2019 года все БПЛА взлетной массой более 30 кг подлежат обязательному учету и регистрации, но государственная регистрация таких воздушных судов в настоящее время не осуществляется. Вертолет весит 45 кг, но на уровне федерального законодательства не урегулирован вопрос, как должны регистрироваться гражданские воздушные суда такого класса. Государственный реестр сегодня создан только для пилотируемых воздушных судов. Для регистрации воздушного судна необходимо представить сертификат типа или акт оценки, но для регистрации БПЛА указанного класса и более подзаконных актов нет. Сама процедура регистрации гражданских воздушных судов определена административным регламентом, в котором о гражданских БПЛА ничего не сказано

-7

Два дрона закрыли аэропорт на трое суток

​Руководитель по развитию бизнеса компании Kaspersky Antidrone Владимир Клешнин представил данные по мировому рынку дронов, который оценивается в 22 млрд долларов, а к 2025 году уровень возрастет до 43 млрд. Исходя из этого возникнет и проблема защиты от беспилотников. В рост рынка БПЛА свой вклад внесла и пандемия — ​в странах ЕС и в США БПЛА используются в местах массового скопления людей, в том числе даже для замера температуры тела. Дроны активно используются и курьерскими службами. Но, кроме того, они могут использоваться и для покушений. Наиболее известный инцидент связан с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро — ​использовались три гражданских дрона с взрывчаткой на борту. Все беспилотники были сбиты снайперами, но один из них при этом взорвался, в результате чего были и пострадавшие. В Японии был инцидент, когда гражданский БПЛА использовался для транспортировки радиоактивного песка на балкон к премьер-­министру. В том же 2018 году два гражданских БПЛА заблокировали лондонский аэропорт Гатвик на 72 часа, вследствие чего более 1000 рейсов были отменены. Управляющие дронами злоумышленники так и не были найдены. Руководство аэропорта Гатвик после этого инцидента заказало военную систему противодействия БПЛА, а в прошлом году аналогичная система была заказана и в другом лондонском аэропорту — ​Хитроу. Менее значительные инциденты с БПЛА в нынешнем году имели место в аэропортах Мадрида и Франкфурта. В ряде стран ведется статистика по данным инцидентам. В США в минувшем году их было зарегистрировано около 400. Не все эти случаи связаны со столкновением БПЛА с пилотируемыми воздушными судами, чаще всего речь шла об опасном сближении. С ростом числа БПЛА возрастет и число подобных инцидентов.

Владимир Клешнин представил классификацию инцидентов с дронами. Всего выделено 4 класса — ​шпионаж, атаки, контрабанда и столк­новение. Характер угроз зависит от конкретного региона, поэтому создать универсальную систему защиты от дронов не представится возможным. Наиболее уязвимыми являются места проведения массовых мероприятий и объекты транспортной инфраструктуры. Не во всех странах гражданские заказчики могут использовать военные решения, представляющие собой сочетание радара и постановщика помех. Для их использования необходимо разрешение от соответствующих органов и сертификация, при этом они небезопасны для использования в черте города в связи с интенсивностью излучения. Помимо этого они имеют существенный недостаток, состоящий в невозможности классификации объектов на больших расстояниях. Это является причиной ложного срабатывания, например, на птиц.

Исходя из этих проблем и была создана современная система противодействия гражданским БПЛА. Она построена на базе искусственного интеллекта, который комбинирует различные технологии классификации БПЛА, может координировать их и использовать не только традиционные радары, но и системы радиочастотного обнаружения и чувствительные микрофоны, а также лазерные сканеры. Чтобы не нанести ущерба городской инфраструктуре, системы защиты должны использовать направленные антенны, нейтрализующие только дроны. Система противодействия дронам должна быть масштабируемой и гибкой, кроме того, она должна иметь функцию защиты данных.

Владимир Клешнин представил два варианта системы защиты. Один предполагает использование лазерного сканера, на который не требуется специального разрешения. Он безопасен для глаз и может использоваться в городской черте. Максимальная дистанция распознавания объекта — ​1 км. Второй вариант — ​сочетание видеокамеры с нейронными сетями и искусственным интеллектом, которые классифицируют и определяют нужный объект. Нейронные сети сочетаются с тепловизионной съемкой. Представленная система имеет удобный интерфейс, с помощью которого вся необходимая информация выводится на монитор. Интерфейс должен позволять привести в действие устройство нейтрализации дрона и передать информацию в силовые структуры

[image width="240" height="180" align="left" desc=""]null[/image]

«Запрещенка» в сгущенке

​Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России Сергей Колотушкин рассказал о методах и средствах противодействия БПЛА, доставляющих нелегальные передачи заключенным в тюрьмах и лагерях. По его словам, еще 5 лет назад над тюрьмами и зонами БПЛА за ночь совершали в среднем 12 пролетов. Предметами контрабанды чаще всего были наркотики и мобильные телефоны. Известен даже случай, когда арестанты из Матросской Тишины сняли около 12 миллионов руб­лей со счетов… самого Германа Грефа. А оборудование, с помощью которого совершен взлом, заброшено в камеру с помощью БПЛА.

По словам Сергея Колотушкина, сотрудники института проводили исследования по точности сброса контрабанды с БПЛА. Требуемая точность достигается при сбросе с высоты 86 метров, при высоте 200 метров отклонение составляет около 2,7 метра. Контрабандисты применяют следующую тактику — ​сначала с помощью Яндекс-­карты изучают объект, который ночью освещен лучше, чем днем (почти как аэродром). Сбрасываемый груз обернут в мягкую упаковку, смазанную снаружи сгущенкой — ​чем жарче воздух, тем более липкой становится груз. Он сбрасывается на находящуюся на хозяйственном дворе пилораму, подпрыгивает, переворачивается и покрывается опилками, после чего делается незаметным. Находят его «нужные люди» из хозотряда, которые заходят на пилораму. В ходе исследований были изучены и видимость, и слышимость груза. Жужжание БПЛА слышно только с высоты 70 метров, если он летит выше — ​услышать его невозможно. Поэтому суточные наряды и караулы не смогли обнаружить его.

Для выявления БПЛА были разработаны комплексы пеленгации, определяющие направление и дальность полета. Одновременно определяются место, где находится оператор, и сектор, в котором летит БПЛА. Охранники могут контролировать только зону в 50 метрах от стены — ​то, что дальше, находится уже в компетенции МВД. Система может обнаружить БПЛА на расстоянии до полутора километров, после чего у него выключается управление, но не полностью. Он не сбивается — ​задача состоит только в том, чтобы не подпустить к объекту либо прервать полет. В прошлом году была пресечена попытка доставки наркотиков (120 граммов героина) на зону.

Беспилотником управлял бывший заключенный, который отбывал там срок. Отталкивающий режим не сработал, поэтому пришлось блокировать GPS-навигацию — ​в этом случае аппарат зависает, а когда батарея садится, плавно приземляется. В данном случае аппарат приземлился на картофельном поле, и к нему прибежали наряд… и незадачливый оператор, получивший 7 лет тюрьмы. Но, как правило, хозяина летательного аппарата находят редко.

-8

​Текст: Петр Крапошин