Найти тему
Молодой ленинец

Секрет и тайна картин Натальи Сюзевой

«Жили-были брат и сестра. Сестру звали Тайна, а брата Секрет. У Секрета был свой секрет, а у Тайны была своя тайна. Сестра хранила свою тайну. Никогда и никому про нее не рассказывала и осталась Тайной. А брат рассказал про свой секрет и... перестал быть Секретом».

Такую философскую сказку в возрасте 6 лет придумал сын известного пензенского художника Натальи Сюзевой. Притча так ей понравилась, что на свет появились две картины - «Секрет и Тайна». На днях на торжественном открытии своей персональной выставки Наталья Геннадьевна передала этот диптих в дар Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого.

- А на кого из героев диптиха похожа твоя судьба? – поинтересовался у мастера корреспондент «МЛ».

- На Тайну, конечно! Я же о том, что храню глубоко-глубоко в себе, так никому и не рассказала…

Наталья Сюзева. Фото Н. Прохоровой
Наталья Сюзева. Фото Н. Прохоровой

- Новая выставка называется «Девичьи игры». Почему тема детства в твоем творчестве по-прежнему одна из главных?

- Когда знакомлю с моими картинами детей, всегда им говорю: «Не спешите взрослеть! Все самое волшебное происходит в детстве». Во-первых, все впервые происходит. И подчас это самое настоящее волшебство. А во-вторых вернуть детство еще ни у кого не получилось. Поэтому самые дальновидные, даже повзрослев, старательно хранят в себе ребенка. Многие мои картины - об этом.

-Что чаще всего вспоминаешь из своего детства?

- Счастье, что у меня была деревенская бабушка. Деревушка Луговое в Лунинском районе казалась мне сказочным королевством. Осталось в памяти как на телеге отправились в гости к родственникам и пересекали Суру вброд. Возвращались уже ночью. И опять реку вброд переходили. Вода краев телеги достигает. Я лежу на душистом сене, а надо мной – небо с бесконечными звездами. И мама говорит: «Смотри, дочка, вон там - Млечный путь!» Таким я впервые увидела Космос. И мое детство осталось в памяти счастливым полетом в бескрайнем пространстве.

Еще запомнилось, как по субботам делали с бабушкой генеральные уборки. Моя забота была пойти на лужайку и сорвать полынь. Сначала этим душистым веником все выметалось, потом полы мылись, половики расстилались, окна открывались. Красота необыкновенная!

Или вспоминаю, как бабушка посылала меня привести корову из стада. А я знаю только, что наша Милка белая в коричневых пятнах. И вот стою, жду, когда все коровы пройдут. Которая останется «ничейная», ту домой и привожу. Один раз не свою привела...

-2

- Как сегодня нужно воспитывать детей?

- Главное - любить и доверять. И наказывать нужно, когда без этого не обойтись. Но бить детей ни в коем случае нельзя. И воевать с детьми нельзя, потому что ты в этой борьбе всегда проиграешь. Чтобы избежать наказания, ребенок может на любые ухищрения пойти, сделать ложь привычным делом. Поэтому телесные наказания пользы точно не приносят.

В семье очень важен пример родителей. В сложные 1990-е сын рос в моей мастерской и видел как я с утра и до ночи работаю. Когда Костя вырос – он у меня программист - тоже научился трудиться, не поднимая головы.

- Портреты принято связывать с мистикой. Из литературной классики достаточно вспомнить «Портрет» Гоголя.

- Это правда! Когда пишешь человека, он очень сильно устает. Художник всегда что-то вытягивает из натурщика, чтобы перенести информацию о нем на холст. Ничего из ниоткуда не берется. Я давно заметила: когда пишешь букет цветов, он вянет намного быстрее, чем тот, который ты просто поставила в вазу.

Портреты я уже лет 40 создаю. И иногда на холсте лицо начинает проявляться как бы само собой. А спустя время судьба сводит меня с человеком, который как две капли воды похож на того, кого я написала.

Только в прошлом году у меня две таких истории было! Я написала ночную картину со звездами. И персонажами стали мальчик и девочка. Купила картину женщина из Москвы и потом прислала мне фотографии своих детей с моей работой. Я смотрю и глазам не верю - изображенный на картине мальчик - одно лицо с ее сыном!

А встречать Рождество я ездила с коллегами из Самары в Германию. Полученные впечатления позволили написать картину - два ангела смотрят на немецкий городок, окна светятся. Картину приобрела девушка-спортсменка. Это была первая картина которую она в своей жизни купила. Почему? Она - просто двойник одного из этих ангелов.

-3

Еще история. Я часто пишу девочек с серыми глазами и светлыми волосами. Но однажды девочка получилась с синими глазами и темными волосами. Я многое пыталась изменить в ее лице, но картина будто сопротивлялась! Повезла ее на выставку в другой город и возле Дома ученых встретила женщину. Сразу поняла – на картине я ее написала, только в детстве.

Откуда художнику поступает информация мне не известно. Но считаю, что для этого чувственного потока людям нашей профессии всегда надо быть открытыми.

- Отдельная тема в твоем творчестве – Пенза. Каким ты видишь наш город?

- Я Пензу обожаю. Но ближе мне город XIX века. Когда смотрю на старые фотографии и вижу сколько исчезло неповторимых по своей красоте домов, у меня сердце разрывается. У нынешней Пензы историческая часть стала слишком скукоженная…

Вот еще из детства вспомнила: лет в 12 меня наградили путевкой в пионерлагерь «Орленок». Только представьте – Крым, солнце, море, фрукты, а я сижу и по Пензе тоскую. Не только по маме с папой, а именно по городу. У меня даже температура поднялась и я в лазарет угодила. Когда вернулась, первым делом побежала в сквер Лермонтова, и… тут же все прошло! Вот, что значит, припасть к родной земле.

Но и путешествия для художника необходимы. Я тоже иногда выезжаю на пленэр. Незабываемые впечатления остались от поездки в Бухару. С этим городом интересная история связана. Площадь Пои-Калян с медресе и минаретом ночью очень красиво подсвечивают. И мы с подругами решили написать здесь ночные этюды. Узнали, что подсветку включают с 8 вечера и в половине девятого были на месте.

Темнеет, а огни не загораются. Мы сидим ждем, 10 вечера, но иллюминации нет как нет. Все, кто по площади прогуливаются, уже знают, что приехали художники из России, ждут подсветку. А гостей города никто не радует! Там, как выяснилось, какие-то пацаны должны были приходить к определенному часу и поворачивать рубильник. Всего и дел-то. Но в тот вечер эти ребята отвлеклись. И, видимо, половина Бухары стала их искать!

Запыхавшиеся мальчишки на велосипеде появились часов в 11 и площадь сразу засияла. Мы стали писать этюды. Наклоняемся к палитре, чтобы краску взять, а поднимаем глаза, минарет уже совсем другого цвета! Это чтобы нас впечатлить, ответственные за свет не просто фонари включили, а запустили режим «цветомузыки» - освещение менялось каждую минуту. То оно оранжевое, то зеленое. Но этюды мы все равно написали. И это мой любимый этюд!

-4

- Известно, что у художников особый взгляд на окружающий мир и на людей. У тебя это в чем проявляется?

- Я всегда все разглядываю, например, лица людей. И часто слишком этим увлекаюсь. Засмотрюсь на кого-нибудь в маршрутке, а человеку неловко. Или на улице могу сказать женщине: «Ой, какая вы красивая!» Это искренне. Я не могу этого не сказать. Меня просто разрывает.

У меня глаз так устроен, что я не вижу грязь на наших улицах. А вижу прекрасное небо. Если среди проблем есть хотя бы малейший повод для оптимизма, всегда этому радуюсь.

Автор: Лариса Капитолинская