Найти тему

Военные в Штатском. Часть 1.

Оглавление

Многие виды авиации вооружены воздушными судами двойного назначения

Одним из ключевых направлений Международного военно-технического форума «Армия 2020», прошедшего в военно­патриотическом парке «Патриот» в Кубинке, стало развитие авиационного кластера. Пройдемся по площадкам «Патриота», посмотрим новинки, а заодно порассуждаем о том, чем обязана гражданская авиация оборонно-­промышленному комплексу, и наоборот.

-2

Российская авиапромышленность по-прежнему ориентирована на производство воздушных судов двой­ного назначения. Главная задача — ​соответствовать требованиям военных и гражданских заказчиков, из которых основными являются экономичность, надежность и безопасность. Российская техника всегда соответствовала этим требованиям. Дело остается за внедрением современных технологий производства и обслуживания.

-3

Галерея «двой­ных» портретов

​Как в военном секторе, так и в гражданском сегодня проблемный аспект — ​средний сегмент. Традиционно он был представлен самолетами семейства Ан-12, которые эксплуатируются уже более 60 лет. По данным на 2016 год, у военных было 36 воздушных судов этого типа, сведений о гражданских эксплуатантах найти не удалось. В качестве замены рассматривается средний военно-­транспортный самолет Ил-276, но этот проект в настоящее время не доведен даже до стадии опытного образца. Ситуацию с транспортными самолетами данного класса осложнил конфликт с Украиной. На предприятии «Антонов» разработан и совершил первый полет опытный образец Ан-178. Работы по нему без участия России довести до конца не представляется возможным. Сегодня основным производителем транспортных самолетов является ПАО «Ил».

-4

Самолет Ту-214ОН предназначен для реализации программы «Открытое небо». В коммерческой авиации этот самолет стал заменой для Ил-62, с которым находится в одном классе по дальности полета и вместимости. Ту-214 эксплуатировала авиакомпания «Владивосток-­Авиа», три экземпляра воздушных судов было у «Трансаэро». Планировалось, что во флот этого перевозчика в общей сложности поступят 10 самолетов этого типа, но КАПО имени Горбунова с задачей не справилось. Иного было трудно ожидать — ​самолет строится по устаревшим технологиям и спроектирован как моноблочная конструкция, в то время как у современных воздушных судов фюзеляж состоит из нескольких секций.

-5

Двой­ное назначение имеет и самолет Ан-30, создание которого стало результатом постройки аэрофотосъемочной модификации пассажирского самолета Ан-24. От него он отличается остекленным носовым обтекателем, внутри которого находится кабина штурмана. Этот самолет был создан в 60–70-х годах прошлого века, чтобы на аэрофотосъемочных работах заменить Ил-14 и Ли-2. В настоящее время в качестве замены для него рассматривается Ил-114. Сегодня благодаря появлению цифровой съемочной аппаратуры многие картографические работы производятся с помощью БПЛА, эксплуатация которых безопаснее и дешевле. Тем не менее для картографов самолеты подобного класса незаменимы.

-6

Легкий транспортный самолет Ан-26 внешне похож на Ан-24, но отличается от него усиленной палубой для размещения грузов и наличием рампы в хвостовой части фюзеляжа. Этот самолет совершил первый полет в 1969 году, с 1970 года начал эксплуатироваться в военном ведомстве, а с 1973 года и в управлениях гражданской авиации. В настоящее время в России в эксплуатации находятся 175 воздушных судов этого типа, в том числе и гражданские, эксплуатантами которых являются «Хабаровские авиалинии» и «Костромское авиапредприятие». В эксплуатации находятся самолеты Ан-26–100 — ​пассажирская версия на 43 места.

-7

В экспозиции авиакластера форума «Армия 2020» был представлен и региональный самолет Ан-148. Он создан в начале нынешнего века и начал эксплуатироваться в коммерческом секторе с 2009 года. Стартовым заказчиком стала авиакомпания «Россия». Эксплуатация осуществлялась успешно — ​по месячному налету Ан-148 был безусловным лидером в парке «России». Однако в 2015 году авиакомпания прекратила эксплуатацию воздушных судов этого типа из-за дороговизны обслуживания. Ан-148 эксплуатировались и в других авиакомпаниях. Те же, что прежде служили «России», были проданы «Саратовским авиалиниям». Но после катастрофы, случившейся в Подмосковье в феврале 2018 года, их эксплуатация была прекращена и там. В настоящее время самым крупным эксплуатантом Ан-148 является Минобороны, для которого поставлено 15 самолетов этого типа. Еще 2 воздушных судна поступили в парк МЧС.

-8

Также был представлен Л-410. Этот самолет в базовом варианте был пассажирским, но он может строиться и для военных нужд как патрульный, санитарный, поисково-­спасательный и т. п. В настоящее время ведутся работы по созданию поплавковой версии этого самолета.

-9

Ударным экспонатом для авиакластера стал Ил-76. Он в базовой версии был военно-­транспортным и на вооружение советских ВВС поступил в 1974 году. В гражданской версии (Ил-76Т) он был сертифицирован в 1976 году и его эксплуатантом стало Тюменское управление гражданской авиации. Кроме того, в ЦУМВС (на основе которого в пореформенную эпоху был создан нынешний «Аэрофлот») существовал 64-й летный отряд, специализировавшийся на грузовых авиаперевозках. Этот отряд изначально эксплуатировал Ан-12, но постепенно они были заменены на Ил-76. В настоящее время этот отряд не существует, и грузовые перевозки «Аэрофлот» выполняет только в контейнерах, погружаемых в багажные отсеки пассажирских воздушных судов. Сегодня эксплуатантом Ил-76 является авиакомпания «Волга-­Днепр», имеющая 7 Ил-76ТД и 2 Ил-76ТД-90ВД. Самолет строился изначально на Ташкентском авиационном заводе, но в настоящее время производство перенесено в Ульяновск на завод «Авиастар». На этом предприятии строится модернизированная версия Ил-76 с двигателями ПС-90-А2–76 и со «стеклянной» кабиной

-10
​МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ «АРМИЯ 2020», ПРОШЕДШИЙ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПАРКЕ «ПАТРИОТ» В КУБИНКЕ, СТАЛ САМЫМ МАСШТАБНЫМ ЗА СВОЮ ШЕСТИЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ. НА НЕМ ПОБЫВАЛИ ИНОСТРАННЫЕ ДЕЛЕГАЦИИ, БЫЛИ ПОДПИСАНЫ КОНТРАКТЫ. МИНОБОРОНЫ РОССИИ ЗАКЛЮЧИЛО ИХ БОЛЕЕ 40 НА СУММУ СВЫШЕ 1,16 ТРЛН РУБЛЕЙ. ПОМИМО РОССИИ, СВОИ РАЗРАБОТКИ ПРЕДСТАВИЛИ ИНДИЯ, БЕЛОРУССИЯ И КАЗАХСТАН. ВПЕРВЫЕ ФОРУМ БЫЛ ОТКРЫТ ДЛЯ МАССОВОГО ПОСЕЩЕНИЯ.
-11

Вертолетный сегмент

​На вооружении воздушно-­космических сил России состоят немало типов вертолетов двой­ного назначения. «Классикой жанра» является винтокрылая легенда Ми-8. В базовой версии этот вертолет был создан как гражданский, а в военной авиации применялся для решения десантных и транспортных задач. Боевая версия Ми-8 с блоками для ракет была разработана в 80-х годах в связи с начавшейся вой­ной в Афганистане.

-12

Из новинок, вошедших в экспозицию форума, следует отметить учебный вертолет «Ансат-­У», использующийся для обучения военных вертолетчиков. Этот вертолет в базовой версии является гражданским, и сегодня он активно используется для решения санитарных задач. Для этих целей может использоваться и Ка-226Т, также представленный в экспозиции форума. Но круг его задач ограничен в связи с небольшим размером пассажирской кабины — ​на борту невозможно проводить хирургические операции и осуществлять реанимацию, он может использоваться лишь для эвакуации пострадавшего с места происшествия и доставки в больницу.

Главным экспонатом стал Ми-26, сегодня являющийся самым тяжелым вертолетом в мире. Сегмент тяжелых вертолетов существует только в российской индустрии. В настоящее время зарубежные конкуренты появились у Ми-8 (Agusta-101, ряд моделей Boeing Vertol и Sikorsky Aircraft), но машины, сопоставимые по классу с Ми-26, в мире не производятся. В российском гражданском секторе сейчас их довольно много.

Еще одна новинка — ​Ми-38. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между Ми-8 и Ми-26 и в настоящее время также не имеет зарубежных конкурентов. В гражданском секторе он будет использоваться для решения тех же задач, что и Ми-8.

​Текст: Гер Питер
Фото: Артем Каширин