Ранее в одной из более старых публикаций я писал о том, что не так уж часто составляю топы. Если с песнями ещё более-менее можно как-то подсобраться, то вот касаемо альбомов всё складывается вообще дико. Тем не менее я не смог придумать, как же мне поговорить об дискографии культовых «Дверей» иначе, чем просто расставить их альбомы в порядке от наименее любимого до моего фаворита. Поэтому давайте попробуем.
Сразу скажу: альбомы без Моррисона рассматривать не будем, они и так заняли бы место в самом низу, поэтому не вижу в этом ровным счётом никакого смысла. И да, я люблю все шесть классических работ, нелюбимой у меня нет. Поехали.
6. «Morrison Hotel» (1970)
И начну я со своего аутсайдера, на данный момент. Почему же альбом, который в этом году принимал свои поздравления в связи с полувековым юбилеем и в своё время признанный возвратом группы к своим корням после (якобы) провальных экспериментов находится у меня в самом хвосте? Да просто очень сильно кажется, что как раз-таки здесь хватает материала, попавшего на альбом, который уже является вторичным (за что критиковали другие работы The Doors). К примеру, великолепная «Waiting for the Sun» не нашла своё место в треклисте одноимённого альбома.
Почти половина песен здесь – не самые хорошие наполнители. «Maggie M'Gill» вне всяких сомнений самая слабая закрывашка в коллекции группы. Да, помимо вышеуказанной «Waiting for the Sun» здесь имеется великая «Roadhouse Blues», добрая и спокойная «Blue Sunday» и драйвовая «Queen of the Highway», но этого очень мало. Исследование блюза продолжится у них и далее и в намного более приятном виде, пускай и недолго. Поэтому «Morrison Hotel» со всеми вытекающими у меня находится в самом хвосте.
5. «The Soft Parade» (1969)
Я бы очень хотел приземлить самый критикуемый альбом «Дверей» (при Моррисоне) повыше, но пока что не получается. На этой пластинке они обратились к духовой секции, в результате чего аранжировки получились едва ли не оркестровыми, а песни – чуть ли не самыми пафосными за всю их карьеру. Плохо ли это? Отнюдь.
Отличительной чертой поиска звучания на этом альбоме является тот факт, что даже сами участники между собой не могли договориться о разных мелочах. Шутка ли, данная работа стала первой за их авторством, где указаны конкретные авторы текстов к той или иной песне. Для первой стороны гитарист Робби Кригер пишет сильную «Tell All the People» и единственный общепризнанный хит альбома «Touch Me». Для второй лучшие вещи уже сочиняет Моррисон, продолживший в тот момент погружение в свой собственный мир безумия. Я люблю «The Soft Parade» как минимум за блистательный титульный трек. «You cannot petition the lord with prayer!» – кричит Джим в одной из первых строчек этой, как я могу цитировать из дальнейшем повествования, «Лучшей части трипа». Когда я подрасту ещё немного, «The Soft Parade» поедет ещё выше по рангу.
4. «Strange Days» (1967)
Удивительно наверное, но я не настолько сильно в восторге от второго альбома The Doors, как многие другие поклонники их творчества. Это самый кислотный, если можно так выразиться, альбом группы, но при этом он вобрал в себя очень многие песни, записанные ещё во времена дебютника, либо даже раньше. Так почему же он так низко?
Лучшими я здесь считаю именно спокойные композиции: «You're Lost Little Girl», «Moonlight Drive» (написана ещё до создания группы), «People Are Strange». За счёт своего синтезатора Рэй Манзарек создаёт несколько жуткое полотно в одноимённой «Strange Days». Но здесь хватает минусов. Главным из них я считаю тот факт, что «When the Music's Over» – это практически один в один «The End», только ещё и хуже сыграна. Словом, всё что должно пугать и завораживать, не делает ни того, ни другого. Именно поэтому «Странные дни» я оцениваю ниже, чем три своих фаворита.
3. «Waiting for the Sun» (1968)
С третьим альбомом для меня как раз всё наоборот: он недополучает свою долю уважения. Ох, а если б ещё одну из его сторон, как и планировалось, целиком бы заняла 17-минутная ария «Праздника ящера» (я король ящериц, я могу всё, ну вы понимаете), то это было бы ещё более эпично. Но в итоге довольствовались 11-ью классическими песнями, не все из которых хороши, но значительная часть – точно.
Наверное, на этот альбом попали лучшие баллады The Doors: «Love Street», «Summer's Almost Gone», «Yes, the River Knows», в которых Джим поёт просто прекрасно, а инструментальная часть переливается из одного уха в другое как нежный бальзам, буквально так. Здесь есть даже референсы к нападению на Вьетнам в виде «The Unknown Soldier». Да, пускай главный хит «Hello, I Love You» слегка подворован у The Kinks, но эта песня здесь лишь одна такая и она не самая важная. И да, альбом можно обвинить в уж слишком дружелюбном звучании, но ведь The Doors не всегда значит про эксперименты. Так что я отправлю «Waiting for the Sun» в тройку лидеров.
2. «L.A. Woman» (1971)
Последний альбом тех самых The Doors. Несмотря на то, что на тот момент кукушка Моррисона фактически уже покинула его, тенденция записывать по одной пластинке в год (а поначалу даже и два) не была заброшена и данный альбом всё же увидел свет. Изменение в звуке, окончательно наметившийся возврат к блюзу, был целиком и полностью по инициативе музыкантов, в результате чего с ними больше не работал штатный продюсер Пол Ротшильд. А студия, в которой всё это дело записывалась, не предусматривала отдельной секции для вокалиста, поэтому Моррисон распевал песни буквально из ванной.
Этим и можно объяснить его отчуждённый вокал, порой переходящий в совсем уж интересный рык. Что-то подобное я испытал позже, когда услышал Иена Кёртиса на альбоме «Closer» группы Joy Division. Вроде бы вокалист с нами, на записи, но на самом деле его уже здесь нет. «L.A. Woman» вышел за 3 месяца до безвременного ухода Моррисона из жизни и на этом альбоме, помимо всеми любимой «Riders on the Storm», есть чем поживиться. Чего стоит одна титульная песня, слушая которую ты буквально проносишься по длинному шоссе вместе с «мистером Моджо Райзин» («Mr. Mojo Risin» – анаграмма на Jim Morrison). К сожалению, послушать всё это великолепие в концертном виде нам не суждено. Романтика в виде «Love Her Madly» и «Hyacinth House» также в наличии, поэтому данный альбом у меня практически на самой вершине. Но вершину покорить – дело крайне непростое.
1. «The Doors» (1967)
А всё потому, что на вершине один из лучших альбомов всех времён и народов. Одна из вершин психоделического жанра. Один из лучших дебютников. Один из самых продаваемых рок-альбомов. Тут эпитетов не напастись просто. Давайте по порядку.
Это едва ли не первая из огромной серии ключевых пластинок, вышедших в переломный 1967 год. Год, когда рок окончательно вытеснил всех возможных конкурентов среди жанров. The Doors в своём оригинальном составе во всеоружии подошли к этой записи, набивая руку на живых выступлениях. Сложно представить, что группа, не имеющая в составе постоянного бас-гитариста (например на этом альбоме за него отвечали 2 человека из группы + один сессионный музыкант), могла бы добиться успеха. Но это всё стало возможно не только благодаря харизме тогда ещё только начинающего вокалиста Моррисона, но и силе клавишника Манзарека. Его соло в «Light My Fire» бесподобное, слушать можно целую вечность. На альбоме нет ни единой проходной вещи, всё на своём месте, даже каверы абсолютно в тему. Лучшая лирика тоже здесь, чего стоят только:
«Дай мне поспать ночью в твоей душевной кухне» (ага, кухне)
или
«Прежде чем ты ускользнёшь в бессознательность, я бы с удовольствием принял ещё один поцелуй от тебя»
И конечно, венцом всего этого сумасшедшая «The End», возможно лучший завершающий трек вообще всех времён, не только The Doors. Сколько там всё понамешано, просто ух. Барабаны Денсмора здесь просто отменные. Манзарек и Кригер также творят своё дело прекрасно. Любой, кто присутствовал при её записи или на живых выступлениях с ней, не мог остаться в стороне от восторга, даже несмотря на достаточно спорные слова в тексте (конечно, это же Джим). В общем, как я уже однажды говорил здесь, если б четвёрка записала лишь один этот альбом и распалась, то уже бы вошла в историю. Но, к счастью, некоторый каталог нам всё-таки остался. Для меня «The Doors» по-прежнему номер 1 в дискографии The Doors.
А какой альбом The Doors больше всего нравится вам и как бы вы расставили их работы в порядке убывания. Делитесь своими мнениями, поскольку я уверен, что наши мнения разойдутся, что вполне нормально.
Ссылки на статьи по интересным дебютным и заключительным альбомам:
Дебютные «одноимённые» альбомы мировой музыки (Первая часть | Вторая часть | Третья часть | Четвёртая часть | Пятая часть | Шестая часть | Седьмая часть | Восьмая часть | Девятая часть)
Лучшие финальные альбомы в истории музыки (Часть первая | Часть вторая | Часть третья | Часть четвёртая)
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.
#музыка #the doors #музыкальные альбомы #джим моррисон #рейтинги