Найти тему

80 ЛЕТ ПОБЕД НА ВСЕХ ФРОНТАХ

Оглавление

Главный вертолетный завод России отмечает юбилей

28 августа Казанскому вертолетному заводу холдинга «Вертолеты России» исполнилось 80 лет. За это время на КВЗ построено около 12 тысяч вертолетов, на экспорт в 92 страны поставлено свыше 4000 единиц вертолетной техники. Вертолеты, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 млн летных часов по всему миру/

-2

Ровесник вой­ны

​В год 75-летия Победы предприятие удостоено почетного звания «Предприятие трудовой доблести». Авиационная история КВЗ начинается 4 сентября 1940 года. Во время Великой Отечественной вой­ны предприятие изготавливало для фронта легкие ночные бомбардировщики По-2, здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы вой­ны. В 1947–1951 годах предприятие активно включилось в послевоенное восстановление народного хозяйства: завод произвел более 9000 первых в стране самоходных комбайнов С-4. В 1951 году Казанский вертолетный завод начал изготавливать вертолеты Ми-1 — ​это было первое серийное производство винтокрылой техники в СССР. Завод выпускал Ми-4 — ​первый отечественный вертолет, поставляемый на экспорт, освоил производство вертолета-­амфибии Ми-14. Самым массовым и популярным типом вертолетов в мире стали машины семейства Ми-8/17, которые производятся и сегодня в различных модификациях.

-3

5 лет от чертежа до взлета

С 1997 года КВЗ обладает сертификатом разработчика вертолетной техники: заводским конструкторским бюро с нуля был создан легкий двухдвгательный вертолет «Ансат», ставший визитной карточкой предприятия. С первого чертежа до момента, когда в небо поднялся первый «Ансат», прошло беспрецедентно мало времени — ​всего пять лет. Согласно сертификату, конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки до 7 человек. Машина оснащена двумя двигателями и может применяться для пассажирских и VIP-перевозок, доставки грузов, мониторинга окружающей среды, в 2015 году было получено дополнение к сертификату типа на модификацию вертолета с медицинским модулем.

-4

«Ансат» сертифицирован для использования в температурном диапазоне от –45 до +50 градусов по Цельсию. Успешно завершены высокогорные испытания, подтвердившие возможность его работы в горной местности на высотах до 3500 метров. Постоянно ведутся работы по улучшению эксплуатационных и летных характеристик. В августе 2019 года Росавиа­ция сертифицировала восьмикратное увеличение ресурса фюзеляжа: с 2 до 16 тысяч часов.

-5

В этом году были завершены испытания и сертификация системы аварийного приводнения. С такой системой вертолет может сохранять плавучесть и устойчивость при волнении 4 балла по шкале Всемирной метеорологической организации, чтобы предоставить необходимое время для эвакуации экипажа и пассажиров при экстренной посадке на воду.

-6

На фронте борьбы с COVID-19

​Завод является безусловным лидером в таком важнейшем сегменте, как санитарная авиация. Большая часть медицинских вертолетов в России — ​это «восьмерки» и «Ансаты», сделанные в Казани. В мае этого года президент России поддержал предложение о производстве еще 66 машин в интересах санитарной авиации, и сегодня в плане КВЗ на 2020–2021 годы стоят 76 медицинских вертолетов.

-7

Сегодня вертолеты «Ансат» несут службу по спасению людей в санитарной авиации, совершая регулярные вылеты для медэвакуации вне зависимости от времени суток. Медицинские вертолеты «Ансат», оборудованные аппаратом искусственной вентиляции легких, принимают активное участие в борьбе с COVID-19 по всей России. Для упрощения перевозки пациентов с коронавирусной инфекцией в мае 2020 года было получено одобрение Росавиации на оснащение «Ансата» инфекционными боксами. Установка бокса не требует доработки вертолета, что позволяет оснастить им ранее поставленные машины с медицинским модулем. Также сертифицирован медицинский модуль для вертолета с комплексом для перевозки неонатальных пациентов (КТНП). Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе.

-8

Единственное предприятие полного цикла

​Сегодня на КВЗ производится линейка винтокрылой техники: легкие «Ансаты», легендарные Ми-8/17, новейшие Ми-38. Казанский вертолетный завод — ​единственное предприятие в отрасли, осуществляющее полный цикл создания вертолетов: от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта.

-9

Перспективное направление работы предприятия — ​выпуск нового транспортно-­пассажирского вертолета Ми-38, который вышел в серию в 2019 году. Были поставлены первые вертолеты Ми-38 в гражданском и военном облике. Кроме того, Рособоронэкспорт заключил первый экспортный контракт на поставку вертолетов Ми-38Т в 2021–2022 годах. Оценочная потребность рынка в вертолетах Ми-38 — ​порядка 200 машин до 2030 года.

-10

В канун юбилея на КВЗ было учреждено звание «Почетный вертолетостроитель», его удостоились 100 человек. В дальнейшем звание будет присваиваться ежегодно двум отличившимся сотрудникам со стажем работы на предприятии не менее 25 лет. На территории КВЗ планируется установить стелу «Почетный вертолетостроитель», где будут увековечены имена заслуженных тружеников завода.

-11

Текст: Светлана Мирсаева
Фото: Максим Чегодаев (Штурм)