Бенито Муссолини правил Италией более двух десятков лет. Итальянцы называют этот период «двадцатилетием» и связывают не только с фашизмом, но и с определённым архитектурным явлением.
В 20-30-х годах в Италии разразился строительный бум, возводились новые здания и даже целые города. Но кардинальней всего изменился Рим благодаря реконструкции, инициированной Дуче, которого вдохновляла Римская империя.
Он считал себя не столько итальянцем, сколько потомком древних римлян.
Муссолини стремился вернуть Риму имперское величие. Он взял на себя роль автора нового градостроительного плана.
Результатом преобразования города стали широкие прямые проспекты, ведущие к памятникам архитектуры, в частности, к Колизею и площади святого Петра. Правда, в процессе перепланировки улиц были снесены сотни жилых домов, церкви эпохи Ренессанса и несколько средневековых палаццо: величие Третьего Рима требовало жертв.
Кроме того, при возведении новых зданий Фашистский режим накладывал ряд ограничения, например, с 1938 года использование таких строительных материалов, как бетон или железо были запрещены в пользу традиционных итальянских каменных материалов, чтобы подчеркнуть свою преемственность от Римской Империи.
Говоря об архитектуре Муссолини, как о массовом явлении, невозможно обсуждать её стилистику в отличие, к примеру, от сталинского ампира в Москве или османского стиля в Париже. Архитектура Муссолини многолика, но большинству зданий одинаково присущи имперская величественность и цитирование античных форм.
Объясняется это тем, что на всём протяжении правления Дуче в архитектурной среде Италии шла идеологическая война между рационалистами и неоклассиками, поэтому постройки эпохи Муссолини эклектичны.
К примеру, Дворец итальянской цивилизации в Риме (итал. Palazzo della Civiltà Italiana)
Он по форме представляет собой модернистский параллелепипед. Но аркада фасадов — прямое цитирование архитектурного решения античного Колизея. Неслучайно это здание больше известно как Квадратный Колизей (итал. Colosseo Quadrato).
В построенном дворце, как в знаменитом здании античности фасад состоит из лоджий, расположенных шестью ярусами аркад. В арках первого яруса стоят 28 статуй, символизирующих разные области с деятельности человека.
Верху здания расположена надпись: «Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, учёных, мореплавателей, переселенцев».
Стадион комплекса «Форум Муссолини» (итал. Foro Mussolini)
Он был построен в форме амфитеатра, который украшают гигантские мраморные скульптуры. Большинство из них символизируют античные виды спорта, но один атлет одет в форму хоккеиста.
Позднее Форум Муссолини переименовали в Итальянский (итал. Foro Italico), а в остальном ничего не изменилось. Здесь проводятся многочисленные соревнования, в 1960-м году прошла летняя олимпиада.
Бенито Муссолини не удалось построить свою империю. Но имперский дух в Риме до сих пор жив, и античные идеалы — органичная часть повседневной жизни.
А как вам архитектура эпохи Муссолини?
Поставьте лайк, чтобы статью увидело больше людей 👍