Итак, готовы к новому историческому экскурсу?
Сегодня мы вам расскажем про еще одну из самых древних из известных настольных игр.
Встречайте – «Королевская игра Ур», также известная как «Игра квадратов Двадцать» или просто «Игра Ур». Это стратегическая настольная игра для двух игроков в виде гонки, в которую, играли в древней Месопотамии (3000 до н.э). Игра была популярна на Ближнем Востоке среди всех социальных слоев, и доски для игры в нее были найдены также в Иране, Сирии, Египте, Ливане, Шри-Ланке, Кипре и Крите. Также в гробнице Тутанхамона были найдены четыре игровые доски, очень похожие на Королевскую игру Ура. Игра получила свое название, после раскопок Королевского кладбища в Уре.
Игра имела духовное значение, и считалось, что события в игре отражают будущее игрока и передают послания от божеств или других сверхъестественных существ. Табличка Итти-Мардук-балану дает расплывчатые предсказания будущего игроков, если они поставят фишки в определенных местах, например, «Вы найдете друга» или «Ты станешь могущественным, как лев», Люди видели взаимосвязь между успехом игрока в игре и его или ее успехом в реальной жизни.
В наши дни в нее никто не играет и о ней забыли, за исключением еврейского населения индийского города Кочи , которое продолжало играть в эту версию до 1950-х годов. Предполагается, что она превратилась в раннюю форму нардов или была заменена ими.
Игра получила свое название, после раскопок Королевского кладбища в Уре.
В начале 1980-х годов, Ирвинг Финкель, куратор Британского музея, перевел глиняную табличку с надписью 177 г. до н.э. вавилонским писцом Итти-Мардук-баланю, описывающим, как игра велась в тот период времени. Эта табличка была написана во время заката вавилонской цивилизации. Она была обнаружена в 1880 году на руинах Вавилона и продана Британскому музею. Финкель также использовал фотографии другой таблички с описанием правил, которая хранилась в личной коллекции графа Аймара де Лидекерке-Бофорта, но была уничтожена во время Первой мировой войны. Эта вторая табличка не датирована, но археологи считают, что она была написана на несколько веков раньше, чем табличка Итти-Мардук-балану, и происходила из города Урук . На оборотной стороне обоих табличек изображены схемы игрового поля, четко указывающие, какую игру они описывают.
Основываясь на этих правилах и форме игрового поля, Финкель смог реконструировать то, как могла бы проводиться игра.
Игра Ур состоит из двух наборов. Один набор фигурок белый с пятью черными точками, а другой набор черный с пятью белыми точками. Игровое поле состоит из квадратов. Движения определяются путем броска набора четырехгранных кубиков в форме тетраэдра. Два из четырех углов каждого кубика отмечены, а два других нет. Количество отмеченных концов, обращенных вверх после броска кубиков, указывает, на сколько делений игрок может переместиться в этот ход.
Цель игры состоит в том, чтобы игрок переместил все семь своих фигур по ходу (две предложенные версии которых показаны справа ) и за пределы доски раньше своего оппонента. На всех уцелевших игровых досках две стороны доски всегда идентичны друг другу, что означает, что две стороны доски принадлежат каждому игроку. Когда фигура находится на одном из полей игрока, она безопасна от взятия, но, когда она находится на одном из восьми квадратов в середине доски, фигуры противника могут захватить ее, приземлившись на том же месте, отправив фигуру обратно с доски, так что она должна возобновить движение с самого начала. Это означает, что есть шесть «безопасных» квадратов и восемь «боевых» квадратов. В любой момент времени на одном квадрате не может быть более одной фишки, поэтому одновременное размещение слишком большого количества фишек на доске может затруднить мобильность игрока.
Когда игрок бросает число с помощью кубиков, он может переместить любую из своих фигур на доску или добавить новую фигуру на доску, если у него все еще есть фигуры, которые не вошли в игру. От игрока не требуется брать фишку каждый раз, когда у него есть возможность. Тем не менее, игроки должны по возможности перемещать фигуру, даже если это приводит к неблагоприятному исходу. Все уцелевшие игровые поля имеют цветную «розетку» в центре центрального ряда. Согласно реконструкции Финкеля, если кусок находится на пространстве с «розеткой», он безопасен от захвата. Финкель также утверждает, что когда фигура приземляется на любую из трех «розеток», игрок получает дополнительный бросок. Чтобы удалить фишку с доски, игрок должен выбросить ровно столько делений, сколько осталось до конца хода плюс один. Если игрок выбрасывает число больше или меньше этого числа, он не может убрать фишку с доски.
Во время археологических раскопок был обнаружен двадцать один белый шар вместе с набором Игры Ура. Считается, что эти шары, вероятно, использовались для ставок . Согласно табличке Итти-Мардук-балану, всякий раз, когда игрок пропускает одну из коробок, отмеченных розеткой, он должен положить жетон в горшок. Если игрок приземляется на розетку, он может взять жетон из банка.