Приветствую всех!
Рассказ о современной фантастике хочу начать с описания самого популярного жанра (и его поджанров) в настоящее время - ЛитРПГ (об истории появления жанра вы можете почитать тут). Почему он самый популярный? Я читаю книги на нескольких сайтах электронных библиотек, плюс заглядываю на сайты по продажам бумажных изданий. Большая часть "топ-100" всех этих сайтов представители ЛитРПГ и его поджанров.
О ЛитРПГ можно писать долго и много. В данной статье я хочу кратко обозначить что такое ЛитРПГ, описать отличительные черты и расписать основные поджанры. Содержание:
— Что представляет собой жанр ЛитРПГ?
— Классическая ЛитРПГ
— РеалРПГ
— Миры с Системой
— ДримРПГ
— Обратная ЛитРПГ
ЛитРПГ
Что представляет собой жанр ЛитРПГ? Название говорит само за себя - книга похожа на компьютерную ролевую игру. Герой книги каким-либо образом переносится в виртуальную реальность где начинает сражаться, прокачиваться, покупать экипировку, заводить друзей и врагов - в общем, делать то же, что и в обычных приключенческих романах :) Всё это приправлено выполнением заданий, логами с выпавшими из монстров вещами, повышением характеристик, уроном. Причём, если задания/логи/экипировка достаточно необязательный элемент ЛитРПГ, то прокачка - обязательный. Улучшение характеристик, поднятие уровней это то, что будет двигать вперёд главного героя и сюжет.
Многие не любят ЛитРПГ именно из-за логов и прокачки. Но здесь я хочу встать на защиту жанра и отметить, что, во-первых, логи большинство авторов не используют или вставляют их по минимуму. В "современных" (в кавычках, потому что жанр итак довольно новый) ЛитРПГ уже нет тех "простыней" на несколько страниц с подробным перечислением полученных вещей, урона, характеристик и т.д. Обычно, присутствуют лишь описание некоторых предметов, способностей и краткие характеристики персонажа. Во-вторых, прокачка это, скажем так, лишь визуальное отображение процесса усиления героя. Если вспомнить классическую фантастику (фэнтези), то герой там так же изучает что-то новое (магию/заклинания, к примеру), получает лучшую экипировку, тренируется, улучшая свои физические кондиции. Что, по-сути, такая же прокачка. Если интересна полная статья о развенчивании жанровых мифов, то смотри тут.
Поджанры
Жанр ЛитРПГ многогранен: бывают приключения в фэнтези-мире, в космосе, на планетах разрушенных ядерной войной или иной катастрофой, просто в других мирах и даже во снах. Но разделить ЛитРПГ по поджанрам я бы хотел не по стилистике (тут и так всё очевидно и не отличается от классической фантастики), а по способу попадания/нахождения в игре. Это: Классическая ЛитРПГ, РеалРПГ, Миры с Системой, ДримРПГ, Обратная ЛитРПГ.
Классическая ЛитРПГ
Тут всё просто: герой играет в игру через капсулу виртуальной реальности или иного способа так называемого "полного погружения". Иногда герой свободно может выходить из капсулы, продолжая жить "реальной" жизнью вперемешку с игрой, иногда он прикован к капсуле - выздоравливает после травмы или операции, есть книги, которые описывают героев "застрявших" в игре навсегда. Бывает, что герой отбывает наказание в виртуальной тюрьме (вместо настоящей) или даже, бывает что герой умер в реальном мире (насильственно или в случае ошибки). Все эти варианты объединены общим признаком. Герой точно знает, что это игра, присутствует система прокачки.
РеалРПГ
РеалРПГ - поджанр ЛитРПГ, где интерфейс и игровые возможности/условности имеются в реальном мире. Завязка сюжета, обычно, состоит в том, что у людей (у всех или некоторых) появляется возможность взаимодействовать с миром через интерфейс и появляется "статистика" их "персонажа". Бывает, что изначально то, что кажется игрой, потом проявляется в нашей реальности. Либо героя "переносят" в совершенно другой мир, где интерфейс был всегда (или появился очень давно). В данном поджанре общим признаком является то, что несмотря на присутствующую систему прокачки, характеристики и интерфейс, герой не уверен что это игра (характеристики и события могут и влияют на настоящую жизнь), или даже уверен что это не игра, а реальная жизнь.
Миры с Системой
По сути, это разновидность РеалРПГ. В данном поджанре герой может перемещаться по мирам (через пространство или в параллельные миры), где в некоторых из них (или во всех) присутствуют элементы прокачки и интерфейс. От РеалРПГ отличается только масштабностью (один мир против множества), но читается данный жанр совершенно по другому: одновременно в книге может присутствовать мир с магией (или даже несколько миров с разными моделями магии) и мир высокотехнологичный, миры с разными системами начисления опыта и разными характеристиками персонажей.
ДримРПГ
Самый молодой поджанр ЛитРПГ. Интерфейс и игровые возможности у героя проявляются в осознанных сновидениях. "Вход" в сновидения может быть как при помощи специальных устройств, так и в принципе без них. Так же, бывает вариант что интерфейса, как такого, в снах нет, но всё происходящее напоминает/является игрой. В основном, в такие произведения вписаны элементы настоящих техник осознанных сновидений.
Обратная ЛитРПГ
По-сути это не совсем поджанр ЛитРПГ, книги в таком антураже существовали и до появления жанра. Характеризуется тем, что персонажи из игры переселяются в сознания реальных людей. Иногда они полностью замещают сознание носителя, иногда совмещают "место жительства". Ещё есть вариант с переселением НПС в искусственные тела андроидов или роботов.
Вот, собственно всё, что я хотел рассказать о ЛитРПГ и её поджанрах.
А что думаете вы? Читаете ли ЛитРПГ или вас отталкивают особенности этого жанра? Какие поджанры вас привлекают больше других? Пишите в комментариях своё мнение.