Имя Иосифа Бродского в представлении публики связано, прежде всего, с легендарным домом Мурузи на Литейном, 24, который поэт прославил в своих произведениях. И не многие знают, что это не единственный адрес Бродского в Ленинграде. LegenDaily рассказывает о домах, в которых жил лауреат Нобелевской премии. Все они интересны не только в связи с поэтом, но и сами по себе.
Иосиф Бродский родился в доме №16 по проспекту Газа (сейчас — Старо-Петергофского). Дом стоит на пересечении проспекта с набережной Обводного канала.
В 1996 году в интервью Евгению Рейну поэт так рассказывал о своем первом адресе в Ленинграде:
Дед мой был из кантонистов, он отслужил двадцать пять лет в армии, и у него была своя маленькая типография. Отец родился в Петербурге. На углу Газа и Обводного канала был огромный шестиэтажный дом (я полагаю, он до сих пор стоит), и у отца там на шестом этаже была квартира, оставшаяся от родителей. Но в процессе уплотнения ему остались две комнаты. Потом во время войны в этот дом попала бомба, и поскольку комнатки были под самой крышей, то все и пошло прахом. Погиб огромный фотографический архив отца, чему он после отчасти даже и рад был, поскольку не осталось фотографий нежелательных лиц — репрессированных. После войны все это отремонтировалось, и отец жил в этих двух комнатах.
Очевидно, что память подвела поэта: дом на проспекте Газа вовсе не был таким уж огромным, в нем было всего четыре этажа. Наверное, во время войны в это здание действительно попал снаряд, но существенных изменений в связи с этим внешний вид не претерпел.
Может быть, дом не тот? Да нет, все точно. Определить место первой прописки поэта несложно: в телефонной книге Ленинграда за 1940 год находим Бродского А.И. (это отец Иосифа), который проживал на Газа, 16.
Дом этот до революции принадлежал Софии Пазетти — вдове знаменитого в свое время петербургского фотохудожника итальянского происхождения Анаклета Пазетти. Сейчас из всех дореволюционных фотомастеров народ смутно помнит, пожалуй, только Карла Буллу, ателье которого располагалось на Невском, 54, в здании Пассажа. Однако еще большой вопрос, кто из двух современников — Пазетти или Булла — был более знаменит и престижен.
София Андреевна, вдова Пазетти, купила дом 142/16 на углу Обводного канала и Петергофского проспекта в 1898 году. И стала сдавать в нем квартиры внаем.
Когда в этот дом заселилась семья Бродских, точно сказать сложно. Первое упоминание о предках поэта, проживавших на Петергофском проспекте, появилось в справочнике «Весь Петроград на 1901 год»: часовой мастер Израиль Янкелевич Бродский (так звали деда поэта) поселился в только что построенном доме №22. Потом то он, то Рахиль Иосифовна Бродская (бабушка поэта), владевшая часовой мастерской, упоминаются в справочниках последующих годов. А адресная книга «Весь Ленинград на 1925 год» сообщает, что Рахиль Иосифовна живет уже на проспекте Юных Пролетариев, 16 — то есть в том самом доме на будущем проспекте Газа.
После того, как в 1941 году в дом на проспекте Газа попал снаряд, Иосиф с матерью Марией Моисеевной Вольперт переселяется к родственникам на улицу Рылеева, 2. Здесь жила ее сестра Роза с мужем Захаром Кельмовичем. Он был предпринимателем и во время НЭПа очень преуспел — занял важный пост в Петроградском потребительском обществе рабочих швейной промышленности «Петрокоопшвей». В квартире семьи Кельмовичей на третьем этаже было 11 комнат! Правда, в конце 1920-х их уплотнили до одной 16-метровой комнаты, куда и переехали Иосиф и его мама.
Наверное, именно этот дом и запомнился Бродскому как «огромный». Здание стоит на пересечении улицы Рылеева с Преображенской площадью, на которую дом выходит главным фасадом. В этой части дом пятиэтажный, а в дворовых корпусах по шесть-семь этажей. Последними дореволюционными собственниками этого доходного дома были граф и графиня Николай и Мария Татищевы.
Этот адрес был очень престижным, здесь жили состоятельные петербуржцы и столичная богема. Например, в 1900-е тут снимали квартиру знаменитый художник-декоратор Лев Бакст с женой.
Сразу после революции дом стал коммунальным: в 1925 году в его 16 квартирах жили 170 человек.
В мавританском стиле
В знаменитые «полторы комнаты» в доме Мурузи Бродские переехали в 1955-м. «Полторы комнаты» — так иронично назвал это пространство сам поэт. Семья обменяла две комнаты в разных районах города на одну большую, 40-метровую, в доме Мурузи.
О периоде, связанном с жизнью здесь поэта, в последние годы написано очень много. Лучше, чем сам Бродский, о его жизни в этом доме рассказать трудно. Он сделал это в эссе, которое так и называлось — «Полторы комнаты», написанном в 1995 году.
«Юнона и Авось», «Идиот» и другие
Дом Мурузи сам по себе легендарный. Здание памятно далеко не только тем, что тут жил Бродский.
В середине XIX века на этом месте стоял деревянный особняк мореплавателя и государственного деятеля Николая Резанова — того самого, из оперы «Юнона и Авось». Достоевский поселил в этот особняк семью генерала Епанчина из романа «Идиот». А действие повести Куприна «Гранатовый браслет» происходит в саду резановского дома.
После смерти Резанова участок сменил несколько владельцев, пока не достался князю Александру Мурузи. Тот в 1874 году снес деревянное здание и построил на его месте пятиэтажный каменный доходный дом в мавританском стиле.
Какие только знаменитости не жили и не бывали здесь! Около четверти века в доме Мурузи прожили писатель и философ Дмитрий Мережковский и его жена поэтесса Зинаида Гиппиус. К ним и их соседу поэту Владимиру Пясту почти каждый день приходили Блок, Белый, Розанов, Брюсов.
В одной из квартир в 1920-х Корней Чуковский собирал студию начинающих переводчиков. Поэт Николай Гумилев проводил здесь свои литературные вечера под названием «Дом поэта». В 1922 году сюда со своей матерью переехал будущий писатель, а тогда трехлетний мальчик Даниил Гранин.
В общем, было бы странно, если бы в таком литературном доме Бродский не стал поэтом.
После отъезда Иосифа в Америку его родители остались жить в доме Мурузи. Мать умерла в 1983 году, отец — в 1984-м. Они не раз просили у властей СССР разрешения поехать навестить сына, но их не выпускали за границу. А его, наоборот, не пускали.
Сейчас в этих полутора комнатах музей Бродского, появление которого — во многом заслуга петербургского бизнесмена Максима Левченко, управляющего партнера компании Fort group, председателя Попечительского совета Фонда создания музея. Он много лет добивался открытия музея и сейчас курирует его, а также интернет-проект бродский.онлайн, посвященную поэту.
Источники фото: goskatalog.ru, бродский.онлайн.