Найти в Дзене
критикан

Теодор Амадей Гофман, великий сумасброд

Эрнст Теодор Амадей Гофман давно вошел не только в мировой, но и в российский культурный обиход: еще в далеком 1836-м о нем писали в России:
«... мало ли штук делал он в жизнь свою; чем он не был: и юристом, и декоратором, и журналистом, и стенным живописцем. Отчего же не быть ему русским литератором?»
Пушкин только о нем и говорил
Действительно. Коль скоро Гофман прославился на весь мир, отчего

Эрнст Теодор Амадей Гофман давно вошел не только в мировой, но и в российский культурный обиход: еще в далеком 1836-м о нем писали в России:

«... мало ли штук делал он в жизнь свою; чем он не был: и юристом, и декоратором, и журналистом, и стенным живописцем. Отчего же не быть ему русским литератором?»

Пушкин только о нем и говорил

Действительно. Коль скоро Гофман прославился на весь мир, отчего же России отставать в этом вопросе?

Юрист В.Ф. Ленц объяснил, почему Гофман так быстро дошел до образованного русского читателя: «Фантастические сказки Гофмана в это самое время были переведены в Париже на французский язык и благодаря этому обстоятельству сделались известны в Петербурге. Тут во всем главную роль играл Париж. Пушкин только и говорил, что про Гофмана...»

А через полтора века Андрей Тарковский задумает «Гофманиану» - которую, впрочем, ему так и не дадут снять. Получается, Гофман - быть может, нехотя - стал «нашим всем», коль скоро уже два века мы к нему возвращаемся.

…В задуманном Тарковским фильме тема зеркала занимала его даже больше, чем Гофмана - многократное отражение в нем себя самого будто сигнализировало нам о мистической, иной, зазеркальной жизни. Жизни души, витающей в горних пределах гофмановской барочной фантазии.

Гофман, как вы знаете, «спровоцировал» и другого национального русского гения, Чайковского Петра Ильича, создавшего по мотивам «Щелкунчика» изысканный виртуозный балет, билеты на который в «Большой» до сих пор достигают астрономических цифр с пятью нулями. В этом блистательно -утонченном представлении речь конечно, не о человечках-щипцах для раскалывания орехов, здесь обыденность преобразовывается как в прелестном детском сне, чудодейственной фантасмагории - недаром это любимый спектакль детей. Эти игрушечно-изящные сражения кукол с мышиной армией, не говоря уже о «Бале цветов», торжествующей кульминации фантастического по красоте спектакля. Богатые люди до сих пор дарят своим детям билеты на «Щелкунчик», а под Новый год цены взлетают до потолка.

И так уже более ста лет – «Щелкунчика» видели много поколений детей и взрослых.

Читайте далее по ссылке