Найти тему

Как запустить инновации в компании?

Дмитрий Димитров
Дмитрий Димитров

Слова «инновации» и «цифровая трансформация» в последнее время часто обсуждается в корпоративной среде и масс-медиа, уже выйдя за пределы обсуждения узкого круга специалистов по бизнес-развитию. В последнее несколько лет часто слышно об “прорывных инновациях” из областей космонавтики, автомобильной, медицины - запуск первого частного космического корабля, автономное вождение автомобилей, прогнозы для пациентов на основе искусственного интеллекта и т.д.

Небольшие компании и технологические стартапы очень активно используют современные технологии и буквально «пропитаны» инновационным духом. Ведь для того, чтобы занять место на рынке и успешно конкурировать с большими корпорациями, стартапы должны постоянно предлагать рынку новые продукты, быстро реагировать на изменения вкусов пользователей и оперативно решать их насущные проблемы.

Но могут ли крупные компании внедрять инновации? Были ли они с самого начала инновационными или им пришлось переосмыслить свою деятельность с течением времени? Нужно ли постоянно заниматься инновациями и как это будет влиять на текущий бизнес? Как можно стать инновационной компанией?

Согласно наблюдению профессора по Стратегии INSEAD и признанному эксперту в области инноваций и предпринимательства Натана Фура (Nathan Furr), степень инновационности в больших компаниях зависит от того, как они это делают. Упрощенно, можно выделить 3 основных области, непосредственно определяющих уровень инновационности компаний – Сотрудники (People), Процессы (Processes) и Корпоративная культура (Philosophy).

Области, влияющие на уровень инновационости компаний

Рис.1
Рис.1

Сотрудники

Чтобы приступить к формированию нового продукта, изучить новый рынок и быстро реагировать на волны цифрового прогресса, компаниям нужны сотрудники с новыми навыками и новой экспертизой - аналитики, программисты, scrum-мастера и другие цифровые специалисты. Однако, набор таких специалистов затруднен – сложно оценить навыки и знания, которыми владеет специалист, так как далеко не все HR-специалисты владеют digital-терминологией. Круг таких кандидатов ограничен, на них существует высокий спрос со стороны других компаний, отбор может занять несколько месяцев и т.д. Создание инноваций осложняется еще и тем, что инновационные продукты не всегда бывают коммерчески успешны или получение прибыли может растянуться на годы, в то время как расходы на содержание сотрудников с цифровой экспертизой компании несут в настоящем времени и они постоянно растут. Тогда возникает закономерный вопрос – что делать дальше? Нанять еще сотрудников для новых инициатив с другими навыками и/или продолжать вкладывать в текущий инновационный проект? Может, вместо найма сотрудников в штат передать процесс инновационного развития на аутсорсинг компаниям-партнерам? Однако такой сценарий не является оптимальным для компаний, которые решили встать на путь инновационного развития.

Во-первых, не будет создано собственной экспертизы внутри организации. Во-вторых, может быть нарушена конфиденциальность проводимых новаций и это может стать доступно конкурентам. Кроме того, при аутсорсинге теряется значительное время на согласование документов и задания, снижается качество выполняемых заданий, необходим постоянный контроль за исполнителями и т.д. и т.п.

Процессы

Процесс создания нового продукта или услуги прост - появляется идея, которая может решить выявленную проблему, а затем, добавляется работающая бизнес-модель.

Однако осуществить на практике такой процесс можно с применением нескольких популярных методик – Open Innovation, Design Thinking, Agile, Lean Startup и Business Model Canvas[1](рис.2)

[1] The Innovator’s Method: How Great Innovators Lead Differently. Harvard Business Review, 2014.

Этапы инновационного процесса и популярные модели по внедрению

Рис.2
Рис.2

При таком многообразии методик, справедливо возникает вопрос – а какая из этих методик является «правильной»?

Open Innovation

Принцип Открытых инноваций (Open Innovation) основан на поиске новых идей за пределами организации и, совмещенный с внутренним процессом поиска, не только значительно увеличивает количество новых идей, но и обогащает собственные идеи новым взглядом "со стороны". С Открытым подходом можно следить за появлением новых трендов и тенденций, появлением новых паттернов пользования продуктами и услугами, новыми бизнес-моделями, новых компаний и агентов т.д.

Однако, при явных достоинствах этого принципа, существует и ряд ограничений. Например, метод Открытых инноваций не уточняет, как реализовать следующие за поиском идей этапы - анализ проблемы, проработка решения и бизнес-моделирование. Он не предлагает конкретных инструментов для управления этими этапами и поэтому, успешность завершения всего процесса будет зависеть от знания и умения сотрудников, отвечающих за каждый из этих этапов. К этому добавляется риск потери конкурентного преимущества, из-за раскрытия конфиденциальной информации при работе с внешними участниками Открытых инноваций.

Design Thinking

Основное отличие похода Design Thinking от Open Innovation, выражается в детальном понимании Проблемы, которую предстоит решать. Проблема рассматривается с точки зрения реальных потребителей, а не основанная на предположениях. На основе собранной информации проводится детальный анализ мотивации покупателей, сталкивающихся с проблемой, оцениваются их ощущения и/или эмоциональные состояния, изучаются их пожелания к решению проблемы. По результатам анализа формулируются бизнес-идеи, изготавливается прототип и проводят тестирование. Так как в основе Design Thinking лежит нелинейность, то возможно возвращение на предыдущие этапы и внесение изменений в характеристики продукта на любом из этапов. На выходе получается продукт, который максимально точно отражает желания потребителей к решению их проблемы.

Однако, в методологии Design Thinking вклад пользователей в процесс создания продукта в течение продолжительного времени может быть ограничен (например, из-за отсутствия времени). Это ведет к искаженной картине пользовательских предпочтений. Но еще большую сложность в управлении процессом Design Thinking целиком представляет отсутствие последовательности этапов (нелинейность) – возможны повторения одних и тех же действий, возвраты с поздних стадий на более ранние при появлении новой информации о пользователях или новых характеристиках продукта и т.д. Это приводит к тому, что компании постепенно превращают классический подход Design Thinking, с его нелинейной структурой, в более понятный и проще управляемый последовательный процесс – поэтапный переход от одной стадии к другой без возврата к пройденной.

Agile

Набравшая в последние годы популярность методология Agile, применяется, в основном, для создания продукта (когда уже сформулирована Идея и понятна Проблема). С помощью этого метода можно быстро разработать продукт, исправлять ошибки при программировании и обеспечить прозрачность хода разработки. За счет постоянной обратной связи с бизнес-пользователями продукта и коротким спринтам (шагам разработки), проще вносить изменения в характеристики продукта.

Однако и здесь есть свои ограничения. Поскольку Agile не требует серьезного планирования на старте, то и не создается детальной документации для разработчиков, а требования бизнес-заказчика постоянно меняются в процессе проектирования. Это обстоятельство часто приводит к большим трудностям, когда к команде-разработчиков присоединяются новые члены команды, которые не могут ознакомиться со своими функциями без соответствующей документации. Пошаговая разработка Agile допускает вывод продукта на рынок частями, а не как единое целое (особенно, если разные команды работают над разными компонентами продуктами по разным циклам). Существует также сложность с оценкой эффективности разработки продукта по единым KPI в силу нелинейности процесса. Эффективность работы разработчиков снижается из-за увеличения времени, отведенному на личные встречи, отчеты, корректировки, постановки и согласования задач по спринтам между всеми участниками процесса.

Lean Startup

При подходе Lean Startup, так же как в случае с Открытыми инновациями, вначале формулируется идея, из которой получается продукт. По обратной реакции рынка оценивают успешность запуска и, в случае критических замечаний, проводят изменения в функционале или дизайне продукта. Особенностью подхода Lean Startup является то, что вместо бизнес-планов стартапы используют бизнес-модель, которая апробирована рынком. Высокая скорость внедрения прототипа (продукт с минимальным набором характеристик) и возможность получить ценную обратную связь по продукту - главные плюсы Lean Startup.

Минусами этого подхода является отсутствие законченного продукта на выходе - набор характеристик от потенциальных пользователей не является полноценным продуктом. Равно как и отсутствие качественной архитектуры (особенно, в случае сложных технологических продуктов) – может сказываться на качестве продукта или будет серьезным препятствием для его масштабирования. Для дизайна качественной архитектуры продукта, требуется больше времени, чем требует того Lean Startup.

Business Model Canvas(BMC)

Инструмент BMC прост и лаконичен и подходит для коммуникации между владельцами бизнеса и его участниками. Он делает фокус на ценности клиентов и то, из чего эта ценность складывается – партнеры, ресурсы, планы и каналы коммуникации с клиентами и сегментами. С помощью BMC можно наглядно показать, как выглядит структура доходов и расходов по продукту. Но что особенно ценно, так это то, что модель BMC укладывается на одном листе и не нужен многостраничный бизнес-план. Этот метод лучше использовать как аналитический инструмент, который позволяет оценивать разные бизнес-идеи и быстро «отбраковывать» плохие идеи на еще на старте проекта или для описания уже работающих бизнес-моделей, с готовым продуктом. Однако, для более серьезной селекции новых идей и тем более, привлечения капитала, все-таки потребуется бизнес-план, маркетинговые исследования и подтверждения клиентов. BMC не дает взглянуть на проблему с другой точки зрения, может быть даже с неожиданного ракурса, и тем самым, найти принципиально новые идеи.

Так какой подход лучше выбрать?

Для выстраивания целостного и эффективного процесса по внедрению инноваций, ни одна из представленных методик не подходит, если рассматривать их по-отдельности. Design Thinking лучше работает с поиском и формулированием Идеи, раскрывает суть Проблемы. Agile – больше подходит для создания Решения, а с Lean Startup можно превратить Идеи и Решения в бизнес-модели и оценить их работоспособность по получаемым доходам.

Следовательно, при правильной последовательности, можно комбинировать эти модели и использовать сильные стороны каждой из них для организации End-2-End процесса по внедрению инноваций (Рис.3).

Комбинация различных инновационных методик на каждом этапе создания продукта.

Рис.3
Рис.3

Однако, для реализации данного подхода необходимо выполнение следующих условий: а) сотрудники компании должны знать как работают эти процессы и уметь их применить на практике; б) нужна единая и прозрачная координация всего процесса и, в) корпоративная культура должна способствовать и поддерживать любые инновационные начинания.

Корпоративная культура

Как один из основных ингредиентов, необходимых для культивации необходимых инновационных процессов, Культура выполняет роль своеобразного катализатора. Но как это проявляется на практике? Например, топ-менеджмент во время цифровой трансформации или запуска прорывных продуктов, вместо своей классической роли «принимающий решения» выступает в качестве «проводящий эксперименты». Роль менеджмента-экспериментатора в такие периоды очень важен: сотрудники могут быстро и с минимальными затратами тестировать новые идеи, находить новые решения, ошибаться, анализировать неудачный опыт и пробовать снова. Менеджмент, при этом, не должен наказывать сотрудников за неудачи, так как они - неотъемлемая часть общего процесса. Невозможно принимать безошибочные решения не проводя экспериментов, основываясь на опыте прошлых лет и без оглядки на повсеместную цифровизацию экономики.

Мир становится более динамичным и постоянно меняющимся, и чтобы выжить, компании ищут новые способы управления. Одним из таких способов управления является Предпринимательский Менеджмент.

Можно выделить 4 основных области, в которых Классический подход к управлению организацией отличается от Предпринимательского менеджмента - HR, Организационный дизайн, Операции и Маркетинг (Рис.4).

Сравнение классического подхода к управлению с предпринимательским менеджментом.

Источник: Nathan Furr, Di.Sight Рис.4
Источник: Nathan Furr, Di.Sight Рис.4

Инновационным компаниям, с точки зрения HR, недостаточно собственной экспертизы сотрудников и нужны внешние эксперты, обладающие другими навыками и возможно, из других областей. Плоская Организационная структура позволяет сотрудникам быстрее принимать решения «на местах», избавляясь от ненужных согласований с руководством. С точки зрения операционной деятельности важно использовать новый подход - поиск и постановка задач идет «снизу», на основании экспериментов, анализа допущенных ошибок и обратной связи от покупателей продукта, а не сверху, от руководства. Маркетинг, в инновационных средах, является основным каналом обратной связи с рынком - обеспечивает постоянное взаимодействие с клиентами, учитывает негативный опыт от пользования продуктом, выделяет наиболее важные характеристики продукта для клиентов, позволяя быстрее запускать продукты в betta-версии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц