Найти в Дзене

Открытый диалог с Сергеем Солониным.

Сергей Солонин, сооснователь и председатель совета директоров Qiwi, рассказал Кириллу Фомичеву, основателю агентства «Точно.» о том, как строить проекты в текущей ситуации и сохранять баланс между семьей и работой, и ответил на вопросы слушателей открытого диалога о том, как попасть в пул проектов его компании для инвестиций.

Сергей Солонин: Компания Qiwi родилась в 2003 году как оператор по приему платежей с помощью скретч-карт. Сейчас основное направление ее развития – сервис по приему платежей, но в большей части в сегменте B2B, хотя сохраняются и платежные терминалы, также активно развивается международный эквайринг.

Кирилл Фомичев: На каких проектах ты сейчас больше фокусируешься?

Сергей Солонин: Мы всегда были IT-компанией, но сейчас мне интересны проекты, связанные со строительством. Но не классическим, как отели или виллы, например. Я хочу строить что-то непривычное. Большая часть моей работы в последнее время была связана с образованием, в сфере IT, искусства, креативных индустрий, поэтому много проектов было связано с БВШД, Школой кино МАРШ. Сейчас мне захотелось свой фокус сместить немного в другую сторону. Мы рассматриваем проект креативного пространства для художников, музыкантов, представителей IT и креативных индустрий на Бали, где я и нахожусь. Вообще я сейчас делаю паузу, путешествую, наслаждаюсь жизнью, отдыхаю от того темпа жизни, в котором я находился раньше. Главное, что я могу себе позволить сейчас общаться только с теми, с кем мне хочется.

Почему ты делаешь этот проект на Бали, а не в России?

Ну, это не значит, что я вообще в России ничего не делаю. Мы сейчас рассматриваем несколько проектов креативных пространств, например, завод Кристалл, смотрим, насколько возможно сделать там креативное пространство – мне кажется, в Москве оно будет не лишним.

Видишь ли ты тренд в теме социальной ответственности, и нужно ли малому бизнесу развиваться в этом направлении?

Есть проекты, которые могут быть реализованы в этой теме, и они вполне могут быть рентабельными, например, в образовании, экологии и т.д. Но я не верю, что можно компанию заставить быть социально ответственной. Мне кажется, если она будет просто создавать хорошие продукты, которые не губят окружающую среду, в этом уже и есть социальная ответственность. Благотворительные и социально направленные проекты – это уже личное дело каждого. Если заставляют – точно ничего не получится.

Какие актуальные бизнес-тренды сейчас? В какие сферы и куда вкладывать деньги?

Я вкладываю в разные проекты, например, в блокчейн. Интереснейшая тема – искусственный интеллект, он стал прикладным, там можно много что делать. Но если честно ответить на твой вопрос – надо делать проекты, которые смотрят на Запад, которые можно экспортировать. Ну, в частности, это тот же искусственный интеллект. У нас мало остается инвесторов, нарушена сама инвестиционная цепочка. Кроме госкорпораций есть лишь пара-тройка инвесторов, так что это не очень конкурентная история, поэтому чтобы быть в конкурентной среде, лучше работать с тем, что может быть интересно глобальному рынку, то есть западному. Глобальный рынок сейчас выглядит интересней, чем внутрироссийский.

Мне жалко, что мы закрыли Рокетбанк, но такой проект можно вести тогда, когда у тебя есть длинные инвестиции. Мне кажется, если бы мы в него вложили еще, то через три года он был бы интересен Сбербанку, но опять же не факт, что была бы конкуренция, чтобы за этот проект получить справедливую цену. Во-вторых, в течение большого количества времени ты должен работать в убыток, чтобы сделать проект привлекательным с точки зрения продажи. Или пример «Кухни на районе» – шикарный проект, быстро развивался, но с точки зрения инвестиций, очень капиталоемкий. Чтобы его хорошо сделать, нужно открыть огромное количество кухонь, не только в Москве, но и в России, тогда это действительно создаст очень существенную конкуренцию на рынке. Поэтому мы решили его продать. Вот так все и складывается. Риски высокие, вероятность продажи снижается, в результате ты пытаешься вкладывать во что-то другое. Инвестиционные фонды продолжают работать с российскими стартапами, но при этом смотрят, чтобы они также были ориентированы на глобальный рынок. Мне бы хотелось, чтобы здесь было больше частных инвесторов, так как это эффективнее, особенно в венчурном инвестировании. Государственные деньги более логично использовать на поздних стадиях, когда уже есть определенная стабильность в компаниях. Крупной корпорации сделать стартап – нереально, это должен быть отдельный проект, вдохновленный и замотивированный, с меньшим уровнем контроля. Государству это сделать особенно сложно.

Как правильно представить своей проект инвестору? И как попасть в пул ваших проектов для инвестиций?

Только идеи недостаточно, нужно презентовать свои наработки, команду и т.д. Либо проект, чтобы быть интересным инвестору, должен быть ориентирован не только на российский рынок. В мой пул проектов можно попробовать попасть, просто написав мне на фейсбук. У меня есть команда из 10-12 сотрудников, которые занимаются оценкой проектов.

Не было каких-то мыслей изменить ту систему, которая есть сейчас в России? В том числе, и в политике?

Есть такая неуловимая штука, как деловая атмосфера. Ее сложно описать словами или какими-то KPI. Вот в Силиконовой долине она есть, и туда идут инвесторы и стартапы, несмотря на нереальные цены на все. Там где свобода и открытость всему новому, есть место и креативу. Потенциал для этого у нас есть.

Сейчас интересная ситуация в связи с пандемией. Огромное количество людей вышло в онлайн. Это интересное время для международного сотрудничества, во-первых. А во-вторых, около половины этих людей уже не будут возвращаться обратно в офисы. Знаю компании, которые 100% своих сотрудников перевели на удаленку. Все это создает новое пространство для инвестиций, международного сотрудничества и взаимодействия.