Здравствуйте, уважаемые читатели канала!
Хорошо, когда есть рядом надежный человек, который поможет в работе, часть обязанностей возьмет на себя, которому можно доверять - это прекрасно. Но бывают ситуации, когда те, кому ты доверял и обдерут как липку, и под статью подведут. Причем не административного, гражданского или арбитражного, а уголовного кодекса. И судимость можно схлопотать и реальный срок...
Вот дело из моей #адвокатской практики. Как-то, на консультацию, пришел ко мне солидный мужчина. Рассказал интересную, поучительную историю из своей жизни.
Был он собственником одного из лесозаготовительных предприятий. Сами понимаете, если предприятие в подходящем месте, открыто в нужное время, то бизнес очень даже не плохой. К его большому сожалению, предприятие находится не в месте постоянного проживания собственника. Жить на работе не планировал и принял на должность директора местного жителя. На первый взгляд - толковый, в работе заинтересован, ведь работа постоянная, хорошо оплачиваемая. Да и спросить будет с кого.
Сам наездами наведывался, все очень даже неплохо шло. Сильно с указаниями не лез.
Шло время, и вдруг, правоохранительные органы стали проявлять неподдельный интерес к собственнику предприятия (тому самому, который пришёл на консультацию и впоследствии стал моим клиентом). И интерес у них был надо сказать основательный, со всеми вытекающими последствиями.
В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 327 УК РФ ( #подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков) и ч.1 ст. 159 УК РФ (#мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием).
На момент нашей первой встречи, будущий клиент уже побывал в правоохранительных органах. Его опросили, допросили в качестве подозреваемого, взяли образцы почерка для проведения почерковедческой экспертизы и провели экспертизу.
Конечно, у него был адвокат, по назначению. Но подумав, он принял решение обратиться за #юридической помощью ко мне.
Я очень внимательно выслушал все, что мне мог рассказать клиент. Меня не покидала мысль, что информация до следователя была доведена в искаженном виде. Так как то, что рассказал мой клиент, не может являться основанием для возбуждения, в отношении него, уголовного дела, допроса в качестве подозреваемого и многих других следственных действий.
Да, он являлся учредителем предприятия, но не занимался хозяйственной деятельностью. На предприятии были и директор и бухгалтер.
В принципе, #судебная перспектива данного уголовного дела (по информации полученной от клиента) мне была понятной, то есть её не было, от слова совсем.
Мне виделось быстрое решение данного вопроса. Но, после телефонного разговора со следователем, в звании подполковника юстиции, я, временно, впал в ступор. Создалось впечатление, что разговаривали мы на разных языках. И нас с подзащитным, через два дня, ждали для предъявления обвинения и допроса в качестве обвиняемого!
Клиент был в полуобморочном состоянии, а я верил, что это ошибка и, по приезду к следователю, все встанет на свои места.
Пришлось быстро корректировать планы и готовиться к поездке. Было непонятно, на какое время придется остаться на месте. До места проведения следственных действий 400 км.
Всё же я свято верил, что старший #следователь в звании подполковника, просто заработалась. Человеческий фактор никто не отменял, бывает всякое. Может что-то перепутала. Думал, сейчас, все вместе разберёмся и домой.
По приезду, до начала следственных действий я задал следователю всего один вопрос. Но после ответа, понял, что мы действительно говорим на разных языках. В ответ мене было сказано, что я поразил следователя наглостью. А я, просто спросил об уверенности в правильности, целесообразности и необходимости проведения каких-либо действий, в том числе следственных, в отношении моего клиента.
Я, ещё раз обратил внимание следователя на то, что мой клиент не занимался хозяйственной деятельностью.
По моему ходатайству, для ознакомления, были представлены документы содержащиеся в уголовном деле, имеющие отношение к моему клиенту. После их изучения, сомнений не осталось. Мой клиент не имел отношения к вменяемым ему статьям УК РФ.
И данный факт не вымысел, это подтверждалась документами уголовного дела. Даже эксперт в почерковедческой экспертизе дал заключение о том, что подписи на интересующих следственные органы документах, имеющих отношение к уголовному делу, выполнены директором предприятия, а не учредителем.
Все ясно, как светлый день. И меня еще больше поражала уверенность следователя в виновности моего подзащитного, и в правильности её действий.
Позже, на следственных действиях, директор предприятия заявил, что часто подписывал документы, что называется "не глядя". Было еще несколько нюансов, но безосновательных и они вообще никак не могли повлиять на судьбу моего клиента. А при знании законодательства их присутствие становилось ничтожным.
Следователь уверенно заявила о допросе клиента в качестве обвиняемого. Ничего не менялось.
Я еще раз спросил следователя: "Уверена ли она в том, что моего клиента необходимо допрашивать в рамках уголовного дела в качестве обвиняемого? Не перепутал ли кто-либо, какие-нибудь документы?"
С одной стороны, меня практически разрывало от праведного гнева, с другой - хотелось сказать уважаемой даме с большими звездами о том, что она заблуждается.
Следователь, замешкалась и вдруг заявила, что в данный момент моего клиента будет допрашивать в качестве подозреваемого, дополнительно.
Лед тронулся! Приглашали-то нас на предъявление обвинения и допрос обвиняемого. Для меня это было уже хорошим знаком, следователь начала сомневаться в своих действиях.
Клиент, как мне показалось, вообще не понимал, кто он, где и зачем. Когда начался допрос и нам, как и положено, разъяснили положение статьи 51 Конституции РФ, позволяющей отказаться от показаний, следователь испытала новый шок, услышав, что мы будем давать показания. Недоумение было написано на её лице и она еще раз переспросила, будем ли мы давать показания. По всей вероятности, она думала, что мы откажемся. Действительно, иногда, это очень правильный ход. Но мы согласились давать показания.
На рабочем столе следователя, появился листок с основными вопросами по материалам дела. Их было штук 15. И отдельно, уточняющие вопросы к основным вопросам, примерно около 5. На стопке журналов я увидел еще один листок. По их содержанию, я бы сказал, уточняющие вопросами к уточняющим вопросам по материалам нашего дела в количестве 5-7 штук. Стало понятно, что следователь серьезно и основательно готовилась к допросу обвиняемого, изучала материалы дела... Да, все мы люди, следователь тоже человек. Порой, в производстве несколько дел и заранее подготовленные вопросы говорят об ответственности сотрудника, необходимости все держать под контролем и ничего не оставить без внимания. Это нормально и даже хорошо. Но, если это действительно нужно по делу. В данном случае это не было нужно вообще.
Допрашивались мы, конечно, только в целях самообороны. Было необходимо, чтобы в уголовном деле было хоть что-то, на случай проверки, после моей жалобы. А то, что она будет, у меня сомнений уже не было. Я уже был полностью уверен в том, что мой клиент никакого отношения к данном уголовному делу не имеет. И еще, был уверен, что в этот кабинет, именно по этому уголовному делу, мы больше никогда не придем.
Со стороны следователя такой уверенности не было. Тактика проведения допроса была стандартной. Мы игнорировали все дополнительные и уточняющие вопросы типа: «вы признаете, что умышленно занижали стоимость…?».
Весь допрос уложился в печатный текст на 1/2 листа формата А4. Ну нечего было сказать по задаваемым вопросам, которые не имели отношения к клиенту, а уж сознаваться в том, чего не делал, было нелепо. Мой клиент, как я уже упомянул раньше, был в состоянии...мягко говоря ужасном. После того, как мы вышли с допроса, он задал мне только один вопрос: " Что делать дальше? Как быть?". Я понял, что допрос прошел у него в состоянии шока. Его опасения были неподдельными. Оно и понятно, человек не молодой, законопослушный, производственник. С правоохранительными органами никогда не сталкивался, а тут такое... Мое спокойствие и уверенность сказались на нем благоприятно.
Дорога домой заняла примерно 3,5 часа, часть времени я потратил на разъяснение всего происходящего клиенту, а часть на составление #ходатайства следователю "О прекращении уголовного дела в отношении моего доверителя " и #жалобы , от имени моего клиента в прокуратуру, на действия следственных органов.
Ожидания ответных действий были недолгими. С момента отправки мной ходатайства и жалобы, до получения постановления о прекращении уголовного дела прошло всего две недели. Как-то так.
Хорошо, если Ваш бизнес приносит Вам доход, но если при этом Вы не интересуетесь финансовой деятельностью, возможны такие ситуации. Доверяй, но проверяй!
Если Вас незаконно, необоснованно привлекают к уголовной ответственности - боритесь. Боритесь всеми законными способами. Привлекайте к проблеме свидетелей, юристов, экспертов. Всех, кто в состоянии восстановить Ваше доброе имя.
Желаю Вам удачи!
Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.
Подробнее обо мне и моей деятельности здесь.
Еще больше полезной информации здесь.