Ксюша приехала в наш город учиться в институте то ли из Нижнекамска, то ли из Нефтекамска – точно не помню. А после возвращаться в родной город не захотела. После института поработала пару лет в городе, встретила на предприятии своего будущего мужа, вышла замуж. Детей они не планировали, а строили карьеру. Когда предприятие, на котором они оба работали, перепродали второй раз, зарплаты перестали соответствовать их потребностям и перспективы стали совсем туманными, они вдвоем отправились в Москву. Специалисты с опытом работы оказались востребованы. Ксюша устроилась работать на полиграфическое предприятие, а муж ее устроился на предприятие, имеющее статус оборонной промышленности. Ксюшина беременность оказалась внеплановой и неожиданной. Сначала они думали избавиться от ребенка – не вписывался он в их систему мира, но потом решили, что обоим уже за тридцать и есть шанс, что больше детей у них не будет, а они не то, чтобы совсем их не хотели, просто не хотели сейчас. В результате родилась дочка Марилена, названная в честь двух бабушек сразу Марии и Елены.
Ксюше очень помогала свекровь. За это Ксюша ей очень благодарна. Поэтому, когда в марте объявили карантин (простите, самоизоляцию) и стало понятно, что свекровь никак не сможет приезжать помогать, а предприятия ни Ксюши, ни ее мужа переходить на удаленку не собираются, было решено отправить Марилену бабушке с дедушкой и прабабушке. Тем более, что прабабушка живет недалеко от города в своем доме на участке в 15 соток. В этот год и собирались отправиться на весь период самоизоляции родители мужа. Внучка троим хоть и не молодым, но бодрым людям была только в радость.
Вот только с прабабушкой Ксюша практически не общалась. Прабабушка мужа всю свою жизнь прожила в деревне под Ужгородом. Это настоящая украинка. Не те, что сейчас активно высмеиваются за свою наглость и нахрапистость, а истинная деревенская женщина, работящая, гостеприимная, говорливая, веселая. Возраст у нее уже преклонный, работать, как раньше, она уже не может, сил не хватает, но характер веселый и радушный сохранился. Поэтому ее сын, приехавший в наш город еще при советской власти по распределению после института, и привез мать поближе к себе. Привез, правда, уже после того, как его сын с женой отправились в Москву.
И вот приезжает Ксюша с мужем летом за дочерью, а Марилена выбегает им навстречу и кричит:
- Мамо, батько, я вас кохаю! (прошу прощение, если неправильно написала, сама в иностранном не сильна)
У Ксюши свет в глазах погас. Что значит «кохаю»? Оказалось, что «люблю».
Весь день ребенок с прабабушкой, которая ей и песни поет ,и сказки рассказывает, и просто играет без остановки, но говорит прабабушка на украинском языке. Там, конечно, Ксюша ничего по этому поводу не сказала, а дома высказала все мужу. Ребенок говорит на непонятной смеси двух языков. Ребенку четыре года. Она и на русском-то слова еще коверкает, звук «р» еще не поставлен правильно, а тут вдобавок и второй язык. Да еще и в сознании ребенка эти два языка переплелись загадочным образом. Она вполне может использовать их одновременно.
Муж ее не понял и не поддержал. Говорит, ничего страшного, чуть позже разберется, что это два разных языка. Еще смеется, говорит, ты же хотела ее иностранному учить, твое желание выполнено. А то, что ребенок на четверть украинка будет, ты знала, когда за меня замуж шла. И ничего страшного, что дочь будет корни свои знать, традиции предков выучит, и язык их не потеряет. Наоборот, это хорошо. А то все вокруг живут, словно первый день на свете – это разве здорово? Посмотри, мол, на азиатов, кавказцев, они свои традиции чтут и уважают. И дети у них у всех родной язык знают. Не редко, когда по-русски сказать не могут, а на своем болтают. Действительно, с Мариленой в садик ходит мальчик Али, который на родном языке болтает, а по-русски только «дай» говорит. Воспитатели от него плачут, пытаются с мамой поговорить, а она им в ответ: «Я по-русски не понимаю, мужу говорите, он понимает». А муж никогда за ребенком не приходит. Вот и все.
Летний конфликт на языковой почве они как-то утрясли в своей семье. Ксюша все лето ребенка к логопеду водила, чтобы ей правильную речь поставили. А вот сейчас у школьников каникулы опять объявили, что будет с садами не понятно. Да и водить ребенка в сад в случае карантина не очень хочется – в садик пешком не дойдешь, значит, автобус с больными. Родители мужа предлагают ей ребенка забрать к себе. А Ксюша не хочет. Ей летнего «кохаю» хватило. Муж говорит, что это глупость великая возить по автобусам ребенка в сад в дежурную группу, если нормальное функционирование опять будет приостановлено. Перейти на удаленку ни у кого из них не получится. Так что, самим сидеть дома с дочерью у них не выйдет. Да и глупо держать ребенка в маленькой квартире целый день, когда дом огромный и участок свой ее ждет. Все это Ксюша хорошо понимает, и с мужем согласна, но вот «кохаю» перечеркивает все. Она даже согласна в зарплате потерять или вообще без содержания уйти, но тут муж против – с одной его зарплаты они не вытянут, а накоплений никаких нет.
Вот как ты поступила бы, спросила она меня? Как? Я и сама не знаю. Интересно, а как бы вы поступили на ее месте?