Часть третья. Фактор риска
Наши материалы о том, кто, с чем и зачем идет в парламент, с одной стороны, вызвали интерес у читателя, а с другой – показали некоторую обреченность и пессимизм. Мол, все равно победитель уже определен, и игра не стоит свеч. Объективно это, может быть, так и выглядит, но не стоит забывать, что нынешний, фактически уже стартовавший, электоральный сезон таит в себе много сюрпризов и рисков. Сюрпризы могут получить политически активные избиратели, а вот многие риски достанутся власти. Страну же в целом ждет и то, и другое.
Действительно, опыт показывает, что выборы у нас это только формальность или же, в особых случаях, политический механизм, за которым может стоять все, что угодно, кроме свободного волеизъявления граждан для формирования в стране власти и прямого влияния на нее. Другими словами, практически за всю электоральную историю независимого (да и зависимого тоже) Казахстана не было случая, когда желание избирателей совпадало с желаниями властей, причем это всегда, по известным причинам, оборачивалось в пользу последних.
Конечно, были единичные случаи, когда в парламент и маслихаты проходили действительно народные депутаты, но это, как говорится, всякий раз подтверждало правило. И с каждым разом режим, кроме формулы «главное, как посчитают», переписывал соответствующие законодательные акты для того, чтобы местные, представительные и законодательные органы не попали «случайные люди». В принципе, это было нормально для стран с авторитарным стилем управления, да и народонаселение, которое «заслуживает своего правителя», особо не противился этому. Даже создавалось впечатление, что все уловки и ограничения властей удобны для него – можно просто повозмущаться в соцсетях («Фейсбук» аман болсын) и поднять белые флаги с лозунгом «Все равно ничего не изменишь!». В принципе, Акорде с «Библиотекой» это и нужно.
Однако, на этот раз все может быть по-другому. Главное – это нынешнее социально-экономическое состояние и общий политический настрой общества, что прямо влияет на рост протестных настроений среди населения, а это, в свою очередь, ничего хорошего для существующей власти не сулит. Тем более, протестные слои разнообразны и сильно разобщены – это, с одной стороны, хорошо, так как позволяет использовать механизм «разделяй и властвуй», а с другой – у власти, при всем ее мощном силовом блоке, попросту может не хватить возможностей проследить за всеми. Тем более, существуют не такие явные, более скрытые и по-настоящему деструктивные течения, при проявлении которых конструктивная оппозиция покажется для Астаны родным братом. Если коротко, то речь идет не только о религиозных движениях, но и о латентных сепаратистах, но прямого влияния на избирательную кампанию они оказывать не будут – если, конечно, ситуация совсем уж выйдет из-под контроля властей, чем не замедлят воспользоваться «деструктивисты».
Можно еще много разглагольствовать об этом, но мы сегодня говорим о «дороге в парламент», а именно – то или иное участие партий, движений, отдельных граждан и их групп в предстоящем электоральной кампании. В этом плане нужно понимать, что имеется в виду не только прямое участие в предвыборных делах (в качестве кандидатов, доверенных лиц и наблюдателей), но и в косвенных движениях. В том числе и тех, кто будет продвигать идею бойкота и практиковать его. Как бы им не казалось, что они «принципиально вне игры», на самом деле это немалая прослойка населения, которая прямо может повлиять на исход выборов.
Это касается и тех, для кого «бойкот» это просто отговорка ради ничего не делания, что, несомненно, выгодно тем, «кто считает». Что касается так называемого «активного бойкота», то его эффективность на данный момент спорная и зависит от того, какую тактику будут использовать «бойкотчики». Если брать пример прошлых токаево-косановских выборов, то абсолютно ничего полезного для страны и общества это не даст, кроме их личных горделивых постов в соцсетях под общим названием «Я же вам говорил!». В любом случае, нужно помнить, что по нынешнему, перекроенному несколько раз законодательству, процент явки день голосования не имеет никакого значения, а на местах (на избирательных участках) могут попросту использовать «лишние» бюллетени по своему, заранее спланированному усмотрению.
Тут возникает один из главных рисков для властей – это наблюдатели. Вообще, эту тему следует рассмотреть отдельно и более детально, но скажем, что она сейчас очень волнует и держателей режима, и его оппонентов. Опять-таки опыт прошлогодних выборов показывает, что при хорошей и четкой организации на этот раз может быть достигнут совершенно другой эффект. Причем, для этого даже не обязательно участие в электоральной гонке оппозиционной или почти оппозиционной партии. Коротко говоря, если для властей будет все так же актуален лозунг «как посчитать», то для них – «главное, как наблюдать».
Единственной мощной преградой для повсеместного наблюдения (читай, для фиксации массовых нарушений и фальсификаций) могут стать карантинные санкции. Есть большая вероятность, что АП и ЦИК могут пойти по пути Беларуси с внедрением досрочного (растянутого на неделю) голосования, а также использования совершенно свежего опыта нур-праймериза, когда прямое голосование (бумажными бюллетенями к урну) использовалось только в том случае, когда не было других возможностей. Другими словами, практикуемые «Нур-Отаном» онлайн-выборы со множеством «дырок» и возможностями подтасовать результаты, могут быть перенесены на республиканский уровень. В общем, для властей КВ-2 (вторая волна КоронаВируса) может стать мощным и эффективным оружием против народного волеизъявления.
Но все же главным фактором риска, даже несмотря на нынешние и будущие карантинные санкции, являются стихийные акции протеста. Не обязательно, что они будут прямо или косвенно связаны с битвой за электорат, но то, что они могут сопровождать всю предвыборную кампанию, никто сейчас отрицать не может. Также уже сейчас всем стоит обратить внимание на поствыборные митинги, которые априори могут пройти по всей стране – поводом для них станут очередные фальсификации на внеочередных выборах, а причиной все тоже бедственное социально-экономическое положение в стране. Кстати, то, что завтра будет тяжелее, чем сегодня, а послезавтра – сложнее, чем завтра, уже мало кто сомневается, и именно это является одной из причин того, что для властей нужно провести выборы побыстрее.
Продолжение следует
Мирас Нурмуханбетов