Control - уникальная и великая игра, жемчужина этого поколения. Яркая, красивая, с потрясающей имплементацией RTX, с потрясающим геймплейем, с идеальным сеттингом, с классной писаниной, Remedy в лучшей форме. В общем-то дифирамбы тут можно петь долго, но я уже писал про игру на релизе: почитать.
Даже проходя игру повторно, восхищаешься не меньше, а простота, лёгкость и удобство использования способностей в целом и левитации в частности доставляет воистину детский восторг. Второй раз проходил уже с фотомодом, а потому теперь можно поделиться и альбомом: посмотреть
Первое дополнение Foundation планку совершенно не снизило. Оно было интересным визуально, расширяло лор, хотя мало на что ответило толком, добавило геймплейных фишек. Тут была куча довольно сложных сайд-квестов по поиску новых предметов. Были классные, большие, непростые секреты. В общем это было 10 часов счастья.
Чего, к сожалению, нельзя сказать про второе дополнение AWE. Хайп был великий: тут уже не просто намёки, а прям светлым по тёмному скрестили две вселенные, Контрола и Алана Вейка. Должно было быть нечто грандиозное и великое. А вышел настолько грустный пшик, настолько короткий и настолько ни о чём. А весь потенциал объединения двух миров, двух историй, великого противостояния Света и Тьмы, возвращения в Брайт Фолллз и встречей с Вейком был слит. На прохождение уходит 3-5 часов, если очень сильно постараться, и ничего интересного не происходит вообще. Ни сайд квестов, ни секретов. Это просто один большой босс-файт, разбитый на 3 комнаты. И иногда надо взять лампу и посветить в дверь или контейнер. Даже визуально не очень интересно, хотя казалось бы, как в Контроле может не быть интересно визуально. Оказывается, тоже может.
Всё это служило, судя по всему, лишь напоминанием о том, что есть вообще ещё другой франчайз, и называется он Alan Wake. И точно будет какая-то игра дальше, а это типа тизер такой, неудачый.
Сердце и душа фаната такое, конечно, не пережили. И потому сразу после титров был установлен Alan Wake.
Alan Wake 10 лет спустя
А Алан всё хорош. Даже я бы сказал, что не сильно и не так уж плохо состарился. Ну, то есть в 4К он выглядит прям неплохо, намного лучше, чем можно было ожидать. Грамотный арт дирекшен всегда решает. Конечно же, полигоны, модельки и текстурки устали, лица там и в момент релиза были не очень, но густой лес, покрытый туманом и тьмой, яркий свет фонаря и красное, ослепляющее сияние сигнальной ракеты, водичка и солнце на горном горизонте - всё это всё ещё очень хорошо.
Даже геймплейно он сохранился хорошо: добротный ганплей с грамотным использованием не очень большого инвентаря иной раз творит чудеса. Да, когда дело доходит до всяких платформингов и покатушек на машинках, становится больно, но это можно перетерпеть.
Не говоря уже о том, что в игре просто кладезь всего классного. Alan Wake же - бесконечный оммаж на культовых писателей ужастиков, благодаря чему вообще любую клишейность или несуразность в игре можно объяснить тем, что это оживший роман. Чего только стоит аграрная техника, которая не раз пытается уничтожить главного героя. А ещё музыкальная группа Old Gods of Asgard, которая на самом деле всего лишь альтер эго Poets of the Fall - оба лейбла, кстати, представлены в игре. Помимо этого там ещё десяток отличных лицензированных трэков, которые я с удовольствием слушал все эти 10 лет, вспоминая игру. Рок концерт на ферме Тора и Одина. Шикарный ассистент Алана. Конечно же, бесконечные отсылки ко всему на свете, в том числе к Максу Пейну и самому Вейку. Тут и чудесные актёры: Метью Поретта (он же доктор Дарлинг в Контроле, это ещё одно пробитие четвёртой стены, с которым можно было круто сыграть в AWE), Джеймс МакКафри (он же директор Тренч в Контроле и, собственно, Макс Пейн), а так же Илкка Вилли, который подарил свои совершенно безумные глаза и улыбку Алану Вейку и его альтер эго.
Величайшая загадка индустрии: почему все персонажи в игре похожи на своих актёров в реальной жизни, кроме Алана Вейка, который похож на что угодно, кроме как на Илкку Вилли? Так и умрём, не узнав.
Честно, многоуровневая история, которая здесь подана через сам геймплей, через разбросанные записки, которые предрекают события, через ТВ и радио передачи - всё это кажется по сей день вершиной стори-теллинга. Ну, и слог у Вейка очень хороший, густой такой, повязший в бесконечных метафорах и аллюзиях, очень напоминает Пейна, которого тогда все на цитаты разбирали. Это прям вершина Remedy, только они умеют так круто вести нарратив в нескольких параллелях сразу. Их дополнительный рассказ через ТВ, комиксы, сериалы и радио внутри игры - это золотая фишка студии.
С величайшим удовольствием пробежал игру от начала до конца, смакуя каждое слово, наслаждаясь историей и геймплейем, собирая термосы и странички, как в первый раз. А в конце меня ждал сюрприз...
It's not a lake, it's an ocean
Я и забыл совсем, что тогда для игры выходило аж два эпизода дополнительных, которые я почему-то во время Бокса 360 совсем пропустил.
А они ведь полностью продолжают историю, прям вот ровно с того места, где всё окончилось в оригинале. И там начинают выносить мозг ещё сильнее, потому как ещё сильнее начинает проявляться альтер эго Алана, а оно совсем в край безумное.
В остальном же это ещё 3 часа игры, мира и персонажей, которые и я так очень люблю, и ничего не испортили, а лишь расширили ещё больше лор. Достаточно круто, я считаю.
Но ведь и это не всё...
Alan Wake: American Nightmare
Вместо сильно ожидаемого сиквела 2 года спустя мы получили самостоятельное дополнение, которое я почему-то тоже пропустил в то время.
Которое, надо заметить, тоже продолжает общую историю и расширяет лор. И эти несколько лет между релизами очень положительно сказались на технической стороне: выглядит поприятнее, вместо заблюренных роликов на движке полноценный отснятый футтедж с живыми актёрами в высоком разрешении, намного меньше геймплейных кривостей.
Арсенал вообще люто расширили, боеприсов стало много, вариантов врагов тоже побольше, ганплей проапгрейдили, но при этом и полностью поменяли жанр. Теперь это не страшный выживач в лесу во тьме, теперь это уже прям экшен, теперь мы боремся с Тьмой на наших условиях, теперь Алан - воин Света. Это не минус и не плюс, это просто по-другому и стоит это учитывать. У меня с этим проблем не возникло.
С чем у меня возникли проблемы, так это с количеством контента и с тем, как Remedy пыталась решить эту проблему. Грубо говоря всю игру, все три локации надо будет пробежать трижды - это, если честно, многовато.
Да, в каждом цикле события чуть компактнее и происходит всё динамичнее, но там не настолько шедевральные локации и не такая большая вариативность между циклами, чтобы такое проворачивать.
Но даже так я получил немало удовольствия от дополнения, всё благодаря тем же любимым Мэтью Поретте, Илкке Вилли, отличным роликам и хорошему ганплею.
И тут я подумал, а зачем останавливаться на достигнутом, ведь есть ещё один тайтл, который я пропустил достаточно осознанно.
Quantum Break
Да, совершенно осознанно, потому что наслушался негативной критики, потому что Xbox One у меня появился очень поздно, а там ещё вроде как и порт для ПК был ужасный. Так, по скидке было куплено, но отложено в очень долгий ящик.
Сердце, конечно, сомневалось. Как такое может быть, вроде же Remedy, вроде же куча актёров классных, вроде же сай-фай, вроде и выглядит совершенно безумно. В чём же проблема?
Оказалось, что каких-то критических проблем у игры особо и нет. Это первая проба пера студии в научную фантастику, и, я считаю, она более, чем удалась.
Для меня покупка и установка Quantum Break окупилась уже в первые пять минут, когда на одном из телевизоров я увидел очередную забавную коротметражку про Сэма Лейка в роли детектива, который расследует дело об Алане Вейке - да, опять все любимые лица. Ну, как их не любить. Удивительно, что ни Poets of the Fall, ни Old Gods of Asgard не было.
В общем-то глядя на такие мини-шедевры давно уже казалось, что пора Сему Лейку и Ремеди просто начать уже снимать что-то. И это именно то, чем они тут и занялись.
У игры очень простая и железная структура: мы проходим один акт, состоящие из нескольких частей, затем на "развилке" принимаем одно из двух решений и смотрим 30-минутный эпизод сериала. Хочется признать, что сняты они достаточно хорошо и вкусно, во всяком случае пока дело не доходит до автомобильных погонь, драк или перестрелок - тут всё несколько хуже, сказывается, видимо, и опыт, и бюджет. Да и большинство хронометража вы будете наблюдать за персонажами, которых играют либо ноунеймы, либо достаточно дешёвые сериальные актёры. Но всё можно простить, когда на экране появляются настоящие мастера типа Эйдана Гиллена, Доминика Моргана или Лэнса Реддика. Да даже Шон Эшмор и Кортни Хоуп, по которой хоть и видно, что это и есть истоки Джесси Фейден, но она она здесь намного более разная и многогранная, и за ней почему-то особенно интересно было наблюдать.
Ни от кого не скрываю, что сай-фай про время - это один из моих любимых видов жанра. И, знаете ли, мир, в котором время перманентно сломано, и его постоянно колбасит туда-сюда - это очень круто. Вокруг вас то всё замирает вообще, то начинает хаотично меняться и метаться, миллион предметов окружения, погода, время дня, то целые конструкции разрушаются и тут же собираются обратно - это какое-то реально уникальное зрелище.
Ранняя версия движка Northlight (который далее в Контроле во всей красе) и тут творит чудеса. Да, есть шероховатости, да местами очень плохо оптимизировано (то есть идёт хуже, чем Control с RTX), но местами выглядит даже круче, чем Контрол, особенно, когда дело доходит до персонажей и всех вот этих манипуляций со временем. Скриншотами это очень сложно передать.
Способности героя в бою и при решении простых загадок тоже основаны на времени: замедление, ускорение, отмотка - всё это в буре совершенно чумовых эффектов в риалтайме, и вперемежку с очень годным ганплейем, который мне напомнил лучшие времена Макса Пейна, даже последний враг в комнате характерно умирает с замедлением и прокруткой камеры.
Правда, такое ощущение, что на весь хронометраж игры в 13 часов самого геймплея и тем более экшена и боёв получилось очень немного. Нас всё время очень сильно ведут за ручку, особой возможности походить вправо-влево поисследовать нет, зато получилось очень ярко, необычно и сфокусированно, с классными актёрами, с чудесным визуалом.
Здесь есть несколько брошенных нарративных линий, которые как-то к концу просто потерялись, ну и пачка клиффхенгеров. В общем, если честно, очень хотелось бы сиквел, но уже теперь с наработками из Контрола и работой над ошибками.
***
В общем я хочу сказать, что всё-таки Remedy - одни из немногих в индустрии, у которых есть свой чёткий стиль и почерк. Они всегда пытаются сделать что-то новое, интересное и необычное, не сильно оглядываясь на то, как это может быть воспринято и что скажут другие, и это круто. И при этом они умеют делать действительно шикарные вещи в рамках своей концепции. Ну, а Сэм Лейк - один из мощнейших визионеров и просто классный и весёлый парень. Очень его люблю, но что случилось c Contol AWE понять сложно, как будто что-то вышло из-под контроля, pun totally intended.
*** ***
Мой Telegram-канал - @tony_tnm.
Мой Твиттер - @dharlequin.