Валлийская группа первой волны тяжелого рока не достигла высот Black Sabbath, но её влияние значительно превзошло их реальный успех.
Считается, что "Breadfan" - это первая песня в стиле progressive metal.
Это песня о людях, которые любят деньги, или презренный металл, стала плодом одного наидичайшего джем-сейшна и гимном Budgie, и фаворитом у поклонников.
На родине группа имеет культовый статус. Восходящие молодые валлийские рокеры Florence Black всегда завершают свои выступления убойным кавером этой самой известной песни Budgie.
«Budgie были потрясающими», - говорит в одном из интервью фронтмен пауэр-трио Florence Black Тристан Томас (Tristan Thomas). «Они были одной из первых хэви-металлических групп того времени, они подтолкнули развитие в эту сторону. Мы играем "Breadfan" в конце нашего сета, и зрители до сих пор сходят с ума от этого. Песня настолько мощная и уникальная, и главное всё ещё современная».
На протяжении многих лет некоторые крупные имена в тяжелом жанре - Van Halen, Soundgarden, Metallica, Iron Maiden - также исполняли каверы на песни Budgie.
В начале 70-х авторы хэви-метал гимна не могли об этом и мечтать. Они так и не достигли таких высот, как Black Sabbath, но в результате их влияние на развитие жанра намного превзошло их коммерческий успех.
"Breadfan" для Budgie - их "Paranoid", песня, которую фанаты всегда просили на концертах, кроме того обычно только её и могут назвать слушатели, которые не слишком глубоко разбираются в каталоге группы.
«Это наш гимн», - признает вокалист и басист Budgie Бёрк Шелли (Burke Shelley): «И это "Breadfan", а не «Bread Van», как когда-то думали многие! С точки зрения лирики, это просто о ком-то, кто любит деньги. Я придумал это слово - тогда деньги обычно называли «хлебом». Обычно я рос в безденежье. Мы не были богатой семьей. Я знал, что это не плохо, ведь в действительности мы видим, что люди очень жадны".
В самом начале 70-х произошло историческое событие. Классический оригинальный состав Баджи - Шелли, гитарист Тони Бурдж (Tony Bourge) и барабанщик Рэй Филлипс (Ray Phillips) - заперся в глухом доме на окраине Кардиффа. Там они включали усилители до предельного уровня, который опасен для уха, и пытались достичь максимально мощного звучания.
"Это было давно, но я думаю, Тони придумал главный рифф "Breadfan". В то время я бы не позволил себе сделать такую простую фактуру, ведь я был главный аранжировщик в группе. Я бы расставил различные акценты как минимум", - поделился однажды воспоминаниями Шелли.
Шелли поет почти на вершине своего потрясающего диапазона над основным риффом. Привязанные к быстрому ритму Филлипса, бас и гитара двигаются в унисон через скрежет блюзового мотива, в технике конца 60-х Джона Мэйолла, Cream и группы, которая действительно вскружила голову Шелли - Led Zeppelin.
«Мы писали наши песни так, - вспоминает в свою очередь Тони Бурдж, - Мы подключались, молотили и вышибали себе мозги, пока не доходили до обморока. А лирика всегда походила на головоломку".
Но с этой песней у Баджи получилось не все так просто. После нескольких джемов, как вспоминает Бурдж, все почувствовали, что она нуждалась в более высокой тональности, небольшом усложнении фактуры помимо основного рифа.
«Итак, мы снизили темп, я сыграл несколько хороших минорных аккордов, мы просто тихо продвинулись вперед, пока Бёрк пел. Ближе к концу вставили несколько испанских аккордов. Это сработало очень хорошо», - говорит Бурдж.
Такие динамические сдвиги, характерные для прог-рока, и они были обычным явлением в репертуаре Budgie. Вживую группа не всегда включала гипнотический мягкий центр песни, но когда они это делали, это служило передышкой для хэдбенгеров перед сценой, прежде чем ритм снова выходил на прямую бочку.
«И они всегда ждали этого момента, были всегда готовы», - говорит Бурж с улыбкой. "Есть большой плюс, когда в с помощью музыки вы можете привлечь внимание людей до такой степени вовлечённости".
Мощный и (в основном) быстрый, "Breadfan" гарантированно заводил зал. Он стал основой сета на ранних концертах, когда Budgie завоёвывали своих поклонников в городских клубах Уэльса и за его пределами, и оставался для них выходом на бис вплоть до 2010 года, когда Шелли наконец подвел итог в карьере группы.
Песня вошла в третий альбом группы "Never Turn Your Back On A Friend", записанный в Rockfield Studios в 1973 году в Монмуте (где продюсер Роджер Бейн проводил прослушивание четырьмя годами ранее и открыл для себя Budgie и Black Sabbath).
«Мы всегда записывались вживую, - говорит Шелли. «Мы сделали первый альбом за три дня, "Squawk" за неделю и "Never Turn Your Back On A Friend" примерно за три недели».
В редких ранних изданиях "Never Turn Your Back" песня "Breadfan" открывается коротким отрывком из речи Уинстона Черчилля «Кровь, слезы, тяжелый труд и пот» 1942 года. Впоследствии он был удален из-за заявления об авторских правах владельцев записи Черчилля.
Хотя альбом не вошел в чарты, влияние Баджи распространилось в музыкальной среде. В 1988 году Metallica привлекла к "Breadfan" внимание огромной новой аудитории, когда они записали его для стороны B сингла "Eye Of The Beholder". Он также был включен в их сборник хитов 1998 года "Garage Inc...".
«Именно тогда я осознал, какое влияние это оказало, - говорит Шелли, - Metallica, должно быть, подумали, что это хорошая песня".
В 1990 году культовые японские металлисты Ningen Isu создали свою потрясающую версию этого трека на японском языке.
И подобно некоторым слушателям Metallica, предполагающим, что песня была написана Джеймсом Хэтфилдом и его компанией, Florence Black часто открывают своим поклонникам богатую историю песни.
«Некоторые фанаты думали, что "Breadfan" это один из наших хитов, - говорит Тристан Томас, - но мы всегда рады им сказать «нет, это кавер, это Budgie!"