Совсем недавно Яндекс протестировал беспилотное такси в Иннополисе. Автомобиль двигался без водителя по построенному маршруту, везя с собой пассажира. По дороге беспилотник преодолевал разнообразные препятствия. Тестирования было признано успешным.
Но вопрос беспилотного транспорта решается не так уж и радужно. 18 марта 2018 года в США произошла авария с участием беспилотного такси от Uber. Была сбита женщина, неожиданно появившаяся перед едущим на скорости 60 км/ч автомобилем. Она скончалась в больнице от полученных ран. Uber закрыл тестирование и уволил 300 своих операторов, одна из которых находилась в машине. В конце сентября 2020 года, на предварительном слушании по делу об аварии с беспилотником Uber, оператору, находившемуся внутри автомобиля, было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве. Оператор Рафаэла Васкес (при рождении – Рафаэль Васкес, но она идентифицирует себя как женщина) вину не признает и утверждает, что все произошло очень быстро, еще и в темное время суток. Но следствие подтвердило, что у Рафаэлы был шанс успеть перейти на ручное управление, но вместо этого она не следила за дорогой, смотря шоу «Voice» на YouTube.
В отечественной истории тестирования беспилотников тоже был инцидент – в 2019 году беспилотник Яндекса столкнулся с легковым автомобилем. Виновным в инциденте был признан оператор, курирующий беспилотный автомобиль. Адвокаты говорят, что нормативной базы, которая может регулировать подобные ситуации, сейчас не существует. По закону ответственность должен нести «хозяин» источника происшествия, в нашем случае – компания-разработчик «Яндекс».
Разработчикам беспилотного такси предстоит ответить на многие всплывающие вопросы. Самый щепетильный из них – как роботу действовать в ситуациях, когда авария неизбежна. Кем должен жертвовать беспилотник? Пассажиром, который просто едет из точки «А» в «Б», или случайными прохожими? Если беспилотный автомобиль решит рискнуть жизнью одного пассажира, а не нескольких пешеходов, то кто захочет приобретать машину, которая не заботится о безопасности человека внутри? Вопросов масса, но поиски их решения – вопрос времени. По исследованиям американского Центра проблем транспорта (Eno Centerfor Transportation), даже 10% беспилотных автомобилей от общего числа транспорта, курсирующего по дорогам США, сохранит свыше 1000 жизней в год, сократит количество дорожных заторов, снизит количество вредных выбросов и будет сохранять 355 млрд. долларов в год.
Доверились бы вы беспилотному такси? В чем, по-вашему, минусы автомобилей без водителя? Ставьте лайк и пишите в комментариях.