Найти тему
Момент истины

"Моё царство не от этого мира"

Оглавление

Политика

"Моё царство не от этого мира... Моё царство не отсюда" - так сказал Иисус Христос в беседе с властным мирским правителем Понтием Пилатом (Ин. 18:36).

Эту же отношение к делам мира Иисус передал и своим ученикам: "Они не от мира, как и я не от мира". Желанием Иисуса было, чтобы его ученики не связывали себя с тщетными заботами этого греховного мира. Главной целью христиан являлось следование указанию Божьего Сына, выраженного словами, обращёнными к Богу: "Я не прошу тебя взять их из мира, но прошу оберегать их от Злого" (Ин. 17:15,16)

Почему ни Иисус, ни его апостолы не допускали своего участия в политических делах? Неужели им было безразлично, в каких сложных условиях живут окружающие их люди? Вовсе нет.

Божий Сын не раз проявлял своё глубокое сострадание к обездоленным и угнетённым (Мф. 11:28-30)

Он всегда помнил, что на данный момент власть на земле была предана Сатане и его мятежным ангелам. И хотя эта власть не была абсолютной, всё же Иисус сам указывал на Сатану, как на "правителя этого мира", имеющего власть над человеческим обществом (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; Сравните Деян. 26:18).

Сатана сам подтвердил свою власть над миром, когда "показал ему в одно мгновение все царства обитаемой земли" и сказал Иисусу: "я дам тебе всю власть над ними и их славу, потому что эта власть отдана мне, и я даю её кому хочу. Итак, если ты поклонишься мне, всё это будет твоим" (Лк.4:5-8)

Спустя годы, апостолы Иисуса подтверждали факт подчинённого положения человеческой системы правлению Сатаны и его демонов. Так, Иоанн писал: "Мы знаем, что мы от Бога, а весь мир лежит во власти Злого" (1 Ин. 5:19)

Ясное понимание раскрываемой Божьим Словом ситуации относительно подчинённости человеческого мира правлению Сатаны, который "даёт власть кому хочет", побуждает истинных учеников Иисуса Христа, следуя его указаниям и личному примеру, "уходить" от всего, что связано с бессмысленными и в то же время чреватыми ловушками Сатаны усилиями на политической арене отчуждённого от Бога мира (Лк. 4:6; Ин. 6:15).

Насколько принципиальная позиция быть "не от мира" была присуща ранним христианам? Для ответа мы можем обратить внимание на выводы, которые в этой связи делают историки.

Так, в "Послании к Диогнету", которое, как считается, было написано во II веке нашей эры, утверждается: "Христиане живут в мире, но не являются частью мира".

Историк Э. Дж. Харди в книге "Христианство и римское правительство" отмечает: "Христиане были странниками и пришельцами в мире; их гражданство было небесным; царство, которого они ждали, было не от мира сего. Поэтому христиане с самого начала отличались отсутствием интереса к общественным делам" ("Christianity and the Roman Government").

"Правители языческого мира не понимали ранних христиан и относились к ним без особой благосклонности. [...] Христиане отказывались выполнять некоторые обязанности римских граждан. [...] Они не занимали политических должностей"

(А.К. Геккель и Дж.Г. Сигмэн "On the Road to Civilization -A WorldHistory", 1937, с.237-238).

"Они отказывались от всякого деятельного участия в гражданском управлении или в военной защите империи... христианин не мог принять звание воина, должностного лица или государя, не отказавшись от своих более священных обязанностей" ("Упадок и крах Римской империи", Эдвард Гиббон, том II, с. 37."The Decline and Fall of the Roman Empire").

В "Британской энциклопедии" о позиции ранних учеников Христа указывается следующее: "Христиане считали себя гражданами будущего небесного города и странниками и чужеземцами на земле... членами Царства Бога..., которое расторгнуло свои связи с этим преходящим миром и, следовательно, и с политическим порядком" (Encyclopedia Britannica).

В книге Ранняя церковь историк Генри Чадвик пишет, что раннее христианское собрание отличалось тем, что "абсолютно не стремилось к власти в этом мире". Это было "неполитическое сообщество людей, державшихся в стороне от дел мира и любых конфликтов" ("The Early Church").

Известный протестантский богослов Эрл.Е. Кернс также писал, что ранние христиане "не желали включаться в политическую жизнь" ("Дорогами христианства").

В труде "История христианства" замечается: "Христиане были убеждены, что ни одному из них не следует находиться на государственном посту... В начале III века Ипполит Римский отмечал, что, согласно христианской традиции, если магистрат хотел стать членом Церкви, то он должен был отказаться от своей должности" ("A History of Christianity").

Как отмечал Джонатан Даймонд, писавший на религиозные темы, первые христиане «отказывались участвовать в... [войнах], какими бы ни были последствия, будь то поношение, тюремное заключение или смерть». Они были готовы страдать, лишь бы не поступиться своей позицией нейтралитета. Кроме того, они отличались своими нормами нравственности.

Нравственность

Апостол Петр говорил христианам о тех, кто не разделял их убеждений: «Они в недоумении, потому что вы уже не бежите с ними в тот же омут разгула, и говорят о вас оскорбительно» (1 Петра 4:4). Историк Вил Дюрант написал, что христиане «раздражали своим благочестием и благопристойностью падкий на развлечения языческий мир».

Христиане поступают мудро, избегая склада ума, речи и поведения, которые противоречат праведным путям Иеговы, например, они избегают свойственной этому миру алчной погони за богатством, славой, удовольствиями.(1 Иоанна 2:15—17)

Отношение к другим

Как христиане первого века относились к тем, кто не принимал христианство? Ученикам Иисуса советовалось относиться к неверующим «с кротостью» и «благоговением» (2 Тимофею 2:25; 1 Петра 3:15). Хороший пример в этом отношении подал апостол Павел. Он был доступным, а не высокомерным. Вместо того чтобы возноситься, он вел себя скромно и ободрял других (1 Коринфянам 9:22, 23). В своем боговдохновенном послании Титу Павел советует «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:2).

Важно понимать, насколько опасны близкие отношения с миром, особенно с теми людьми, которые проявляют явное неуважение к богоугодным нормам. (Сравните 1 Коринфянам 15:33.) Но когда Библия советует «делать добро всем», под «всеми» подразумеваются и те, кто не разделяют христианских убеждений (Галатам 6:10). Очевидно, что в некоторых обстоятельствах христиане первого века сидели за одним столом с неверующими и ели с ними (1 Коринфянам 10:27). Поэтому сегодня христиане проявляют уравновешенность в обращении с неверующими, считая их своими ближними (Матфея 22:39).

Было бы неправильно предполагать, что если человек не знаком с библейскими истинами, то он непорядочный и распущенный. И обстоятельства, и люди разные. Поэтому каждый христианин должен решать сам, насколько тесно он будет общаться с неверующими. Однако для христианина было бы излишне и не по-библейски полностью изолировать себя от общества, как это делали анахореты, или смотреть на других свысока, как смотрели фарисеи.