Журналисты обнаружили в открытом доступе стенограммы личных бесед президента США и сотрудников его администрации с Владимиром Путиным, большинство этих документов до недавних пор имели гриф «секретно». Это разговоры 1999–2001 г.г. Одна из бесед Клинтона и Путина состоялась после гибели подлодки «Курск», затонувшей в Баренцевом Море 12 августа 2000 года.
Что нового в давних разговорах?
Ниже приведу фрагменты обнародованных бесед, но что мы можем уяснить из рассекреченных документов? Да, собственно, ничего нового. Лишь то, что замалчивать или перевирать значимые события, дабы не навредить своему рейтингу, Путин начал с самого начала своей деятельности на посту президента РФ. Не стала исключением и ситуация с гибелью подводников, ведь о ней, как оказалось, Путин так хотел умолчать. Но некоторые люди, которых президент назвал «странными», ему помещали в этом. Более того, реакцию СМИ на трагедию новоиспеченный гарант страны называет «всей этой шумихой».
Цитата:
«Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки […] Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать».
Выяснилось, что #Путин знал о том, что весь экипаж погиб, но некоторое время скрывал это, в том числе от родственников парней с подлодки.
В этих опубликованных разговорах – а выложены они не в каких-то частных блогах или "перехватах" Лукашенко, а на сайте цифровой библиотеки Билла Клинтона, много интересного. И издание «Медуза», набредшее на источник, обещало продолжить публикацию расшифровок.
«Она утонула», но «инцидент не повлиял на мое положение»
Среди прочего, любопытно, как в самом начале этой встречи Клинтом с беспокойством рассуждает о тяжелой участи моряков, и говорит, что понимает, каково сейчас Путину, вспоминая себя во время событий 1995 года, произошедших в Оклахома-Сити (до 11 сентября 2001 года тот теракт был крупнейшим на территории США).
Клинтон заканчивает свое соболезнование словами:
«Так что сердцем я был и с людьми на дне моря, и со всеми остальными тоже».
Путин ему в ответ буквально с первых слов начинает рассуждать о самом больном для себя самого – своем рейтинге, вот фрагменты:
«Я оказался в ловушке между плохими и худшими вариантами. Мне говорили, что если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы попытался спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя позволять делать что-то подобное ради пиара. Нужно отдавать приоритет реальному спасению людей.
Я ценю вашу искреннюю поддержку. Как ни странно, последующие опросы показали, что этот инцидент не повлиял на мое положение [снова про «рейтинги» – прим.авт]. Но я очень боюсь, что нечто подобное [падение моих рейтингов и вылет с кресла президента – прим.авт] может повториться».
Правда я так и не понял, какой приоритет реальному спасению людей отдал тов. В. В. Путин?
Подобнее стенограмму разговоров Клинтона и Путина можно прочесть на Медузе.