Найти тему
Анастасия Ларина

Сюжетная конкуренция и философский диалог мужчины и женщины (часть вторая)

"Жизнь есть сон"

Данное произведение относят к жанру религиозно-философской драмы, введённого самим автором. Зачастую место здесь имеет скорее форма монолога, нежели диалога, ибо Сехисмундо является носителем религиозно-философских идей и проговаривает их несколько отрешённо от находящихся рядом. Основная повторяет название пьесы – жизнь есть сон. Жизнь представляется как некое сновидение человека до его истинного пробуждения, которое являет собой смерть. Главный герой обращается к абстрактным единицам (например, к небу, к Творцу) с рассуждениями о несправедливом своём существовании, о несоответствии масштаба своего разума и масштаба свободы, о смысле бытия в целом и так далее. Сехисмундо предстаёт в заточении, а значит слово – единственное доступное ему действие, поэтому его философские размышления занимают значительную часть произведения. Остальные же герои так или иначе дополняют заданную тему, но каждый со своей стороны. Приводя в пример Росауру, как женский персонаж, можно заметить расширение философского отношения к иллюзорности жизни. Росаура полностью отдаётся настоящей жизни, даже пытается её изменить, что в концепции размышлений Сехисмундо трактуется как отдача грёзам. Ведь по мысли Кальдерона, люди не знают иной жизни кроме той, которую проживают, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы следовать пути Росауры. Этот путь изначально неверен, но этим он и раскрывает истинность высказывания «жизнь есть сон».

Рембрандт "Еврейская невеста, 1665"
Рембрандт "Еврейская невеста, 1665"

"Юлия, или Новая Элоиза"

Совсем иначе показана диалогичность в романе Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Произведение представлено в виде писем (преимущественно Юлии и Сен-Пре), что сразу же даёт установку на некую интимность. Диалог между главными героями развёртывает тему нравственности и брака, где они придерживаются разных позиций: если для Юлии любовь возможна только вместе с браком, а брак – с согласия родителей, то для Сен-Пре любовь это прежде всего чувство, которое не нуждается ни в чём, кроме взаимного желания двух сердец. Став любовницей Сен-Пре, Юлия раскаивается и испытывает мучения совести, однако сам мужчина считает, что

«нет на свете уз целомудреннее, чем узы истинной любви. Только любовь, её божественный огонь может очистить наши природные наклонности, сосредоточивая все помыслы на любимом предмете. Пламя любви облагораживает и очищает любовные ласки; благопристойность и порядочность сопровождают её даже на лоне сладострастной неги, и лишь она умеет все это сочетать с пылкими желаниями, однако не нарушая стыдливости».

Тем самым он склоняет Юлию не просто к ночным свиданиям, но и к принятию своей позиции, что составляет основу философского диалога. На протяжении всего произведения Юлия разрываема внутренними противоречиями: от полной отдачи чувствам до мучений и замужества, когда она снова осознаёт всю мерзость её греха и предпринимает попытку смыть с себя «позор» путём составления счастья человека, который её выбрал. Поэтому их отношения с Сен-Пре на протяжении всего произведения напоминают вечный маятник и никак не найдут гармоничного положения. Этой гармонии нет в самой Юлии, поэтому не в силах её обрести главная героиня погибает.

Сюжетная конкуренция здесь может прослеживаться, например, между Кларой и Юлией в аспекте успешности личной жизни с точки зрения общественности (наличие брака). Но это не активное противостояние героев, как в «Принцессе Турандот», а введённая автором параллель. Также конкуренция просматривается в эпизоде неслучившегося поединка между Эдуардом Бомстоном и Сен-Пре, так как именно он явился неким пиком в противостоянии открытых, но поверхностных чувств (мужчины в обществе) и тайной, но настоящей любви к Юлии (Сен-Пре). Однако это хотя и важный, но очень небольшой фрагмент в мозаике целого текста. Хорошо прослеживаемую сюжетную конкуренцию выявить достаточно затруднительно.