Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток в эпоху крестовых походов.
Спустя 2-3 столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем.
Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. Согласно его представлениям, все явления в мире существуют как "потенция" (возможность) и "актуальность"(действительность).
Абсолютной актуальностью в любой точке пространства и времени является Бог. Бог не только перводвигатель всего сущего, но и его конечная цель. Душа, соединенная с телом в момент рождения, бессмертна и устремлена к Богу. Главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в последовательном движении души к Богу.
Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога.
1