Найти в Дзене
СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

На руинах античности

Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток в эпоху крестовых походов.
Спустя 2-3 столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем.
Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. Согласно его представлениям, все явления в мире существуют как "потенция" (возможность) и "актуальность"(действительность).
Абсолютной актуальностью в любой точке пространства и времени является Бог. Бог не только перводвигатель всего сущего, но и его конечная цель. Душа, соединенная с телом в момент рождения, бессмертна и устремлена к Богу. Главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в последовательном движении души к Богу.
Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога.