Если вы ещё не смотрели «Пять наиболее бездарно написанных бестселлеров» — советую посмотреть: меньше вопросов будет.
Как бы то ни было — я там, кажется, обещался рассмотреть и пять бестселлеров «на все времена», дабы было с чем сравнить. Обещал? Рассматриваю!
5. Лю Цысинь, «Задача трёх тел»
Пожалуй — не будет преувеличением сказать, что пятое место я «влепил» исключительно из-за (сравнительно) недавнего выхода. Сама по себе книга великолепна, но пока ещё не совсем понятно, «потянет» ли она на звание бестселлера.
Как бы то ни было — однозначно рекомендуется к прочтению, одна из «последних ласточек» научной фантастики «советской школы» (как ни крути, а русский с китайцем — братья навек, да и перевод душевно-великолепен).
Терзают меня смутные сомнения, что после завершения цикла «Я вернусь через тысячу лет» и выхода этой книги больше ничего такого мы не увидим ещё очень и очень долго: ушла эпоха...
4. Владимир Ильин, цикл «Напряжение».
А небо над нами
Всегда было голубым
В наших потухших глазах.
Мы выбрали сами
Расстаться и не хотим
Друг с другом бродить в небесах.
Мы разрушали
Свои тысячи миров -
Где были когда-то в раю.
Мы танцевали
Как тысячи костров
Ты жизнь погубила мою...
П. Пламенев, «Небо над нами».
Тот самый случай, когда один человек придумал идею, а второй — отшлифовал и огранил. Николай Метельский, конечно, придумал гениальную идею «боярского» фэнтези и впервые сформулировал, собственно, постулат Метельского, но всё же в его мире имеют место некоторые очевидные шероховатости и несостыковки: первопроходец, как-никак.
Ильин же сумел «огранить» этот концепт, легко и успешно «пробив» порог отечественного бестселлера в 50000 продаж на всех платформах даже с учётом того, что книга первое время распространялась бесплатно на «Самиздате».
Отличный сюжет (причем книги цикла не «рвут» его на куски с воплями «купи!», а аккуратно закрывают сюжетные арки, позволяя какому-нибудь студенту немного подкопить перед покупкой следующей), необычный и цельный мир, оригинальная завязка и целая куча по-прежнему неисчерпаемых идей.
Если вы ищете в фэнтези чего-то нового — однозначно рекомендую хотя бы посмотреть.
3. Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени»...
... Также известный, как «Игра престолов» благодаря одноименному телесериалу.
Добро пожаловать в уютный мир: за окном -30, а тебя пытаются убить все: один тайно подсыпал яд в твой любимый чай, второй — крадётся с кинжалом, а третий в это время тайно координирует отряды наёмников, обкладывающие замок со всех сторон.
Но ты тоже не дурак: противоядие принято заранее, «ассасина» скручивает охранка, а котлы с кипящим маслом всегда наготове. Вы выжили ещё один день, и теперь вольны сами строить козни всем остальным. До завтра.
За пределами замка лютуют бандиты, странные твари, шайка «национал-освободителей» и ещё чёрт знает кто, а страна уже не первый год находится в состоянии вялотекущей войны за наследство, которая вот-вот перейдёт в «горячую» фазу. С этого всё только начинается.
Уж не знаю, можно ли так сказать, но мне кажется, что Мартин изобрёл поджанр в поджанре, что-то типа «гримдарк-фэнтези», потому что для классического тёмного фэнтези это уже как-то мрачновато (блин, звучит как «достижение дна» от наших СМИ): герои мрут как мухи, а вокруг творится настоящий ад...
... И самая мякотка в том, что в сравнении со историческими «Тёмными веками» этот мир — чище и добрее. В разы. И именно это, пожалуй, пугает больше всего: когда ты читаешь и тебе кажется, что хуже, грязнее и кровавее этому переделу власти быть уже некуда — начинаешь вспоминать историю. И боже мой, как это прекрасно!
2. Здесь могла быть любая книга.
Серьёзно. Тема лучших книг последних двадцати лет настолько спекулятивна, что я вынужден оставить здесь пропуск.
Напишите в комментариях, что вы считаете достойным второго места и почему? Для меня это, например, может быть цикл Акунина о похождениях Эраста Фандорина, а для вас — что-то ещё? Не знаю.
Зато что я точно знаю, так это то, что по самому «залайканному» комментарию (при отсутствии такового — на мой выбор) с обоснованной «заявкой» выйдет спецвыпуск рубрики «Открытая книга», где я опишу свои впечатления (а если не читал — обязательно прочитаю). Сроков не называю, но что будет — точно.
1. Энди Вейер, «Марсианин».
Самый продаваемый роман жанра. Самый продаваемый роман десятилетия. Вероятно — вообще самый продаваемый роман этого века, но на такую «глубь» брать прицел уже побоюсь.
Превосходный образчик того, как можно:
- Написать роман с единственным действующим лицом
- В жанре «твёрдой» НФ ближнего прицела
- Написать его интересно
- Показать героя человеком, который может ошибаться даже когда от его действий зависит его же жизнь
- С массой интересных технических подробностей, прямо влияющих на сюжет.
Всё это и многое другое — таки здесь, в этом сравнительно небольшом одиночном романе. Для меня это однозначный минус: продолжения точно не будет, но большинству будет всё равно, да и будем честны: это вот вообще единственный минус.
Напоследок дам лишь два совета:
- Читайте только в русском переводе. Он лучше.
- Не смотрите фильм. Никогда. Даже под дулом пистолета.
Его создатели наделали столько грубейших ошибок, что у меня создаётся впечатление, что там не только не было консультанта (в чём я абсолютно уверен), но также здравого смысла или хотя бы человека, «учившего» космотех по KSP:>
Зато там есть спецдефекты, мылодрама и поливание экшеном из шланга, «подпивковичам» сойдёт.
И на этом наш топ, к сожалению, заканчивается
Я бы с радостью «впихнул» сюда ещё несколько пунктов, но увы и ах, не судьба. Не забываем про конкурс второго места и расписываемся в комментариях!
***
Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи
—>4 факта, которые могут изменить мнение о Мире Полудня Стругацких. Коммунизм, увы, не наступил даже там.
—>Как писатели реанимируют «мертворождённых» героев, и почему это плохо
—>Хорошая книга: Антон Орлов, «Антираспад»
Если же вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.