Найти в Дзене
ActivityEdu

Спасибо, учитель! Российские звезды говорят о самой важной профессии

Оглавление

«Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля». В этих словах святителя Иоанна Златоуста мы обнаруживаем зерно профессии учителя – ее избранность, значимость и невероятную ответственность. И в отличие от художника результат своей работы педагог не увидит ни сейчас, ни завтра, ни даже через месяц. А значит, и поправить неточность ему не удастся. Добавляя каждый штрих в свое творение, придется смотреть далеко вперед.

Сегодня свой праздник отмечают те, чья профессия, по большому счету, есть профессия без права на ошибку. Любое действие учителя, совершаемое в данный момент, уже отразилось на будущем ребенка.

О своих учителях сегодня вспоминают известные деятели культуры и искусства.

Алла Духова, основатель, хореограф, режиссер и главный балетмейстер-постановщик балета и Театра TODES

-2
Роль педагога сегодня неизменно велика, как сто или тысячу лет назад. Все мы понимаем, что если повезет с учителем, наставником, который может быть и профессором в университете, и преподавателем в музыкальной школе, и даже духовным учителем, то мы легко впитаем все необходимые знания, которые будут полезны нам и нашему окружению.
Я прекрасно помню своего школьного учителя английского языка Нину Моисеевну. Все ее выпускники по окончании школы успешно сдавали экзамены в институт иностранных языков и без проблем поступали. Или наш математик Семен Самуилович – учитель от Бога! Столько ребят увлеклись математикой и физикой, а потом поступили на физмат, благодаря его мастерству и подаче предмета!
Чем больше будет таких учителей, способных увлечь своим предметом, влюбить в него, тем более образованными людьми мы будем. Мы научимся позитивнее и с большим трепетом относиться к жизни, к своим родным и близким, к тому, что нас окружает, в нас будет больше стремления созидать.
Всем педагогам России я желаю как можно больше радости и хорошего настроения, сил, здоровья, чтобы чаще хотелось улыбаться, а профессия приносила удовольствие!

Юрий Батурин, актер театра и кино

-3
Мне кажется, что педагог должен быть тем, кто дает путевку в жизнь. И школьный учитель, и преподаватель техникума, вуза, академии − неважно! Он должен дать знания, которые пригодятся за стенами школы или вуза, которые помогут молодому человеку получить профессию и заработать на жизнь этой профессией и знаниями.
Меня, честно говоря, раздражает формулировка «оказание образовательных услуг». Я счастливый человек − я учился в советской школе, где не только давали прочные знания, но и учили думать и анализировать, быть неравнодушными, учили понимать, что происходит вокруг, в стране. Из нас, по сути, делали граждан страны, и у педагогов не было цели сделать из ребенка ходячий компьютер, который знает только школьную программу. Через садик, через школу нас направляли, закладывали некую идеологию, и вообще понимание добра и зла. И это помогало родителям формировать целостную многогранную личность.
На учителе лежит большая ответственность. И это очень затратная профессия, прежде всего, в плане здоровья, нервов, эмоций. Возмутительно, что учителя получают такие маленькие деньги на фоне заработков, например, чиновников, госслужащих. Учитель – это больше чем профессия, в определенном смысле для каждого ученика в классе он тоже родитель. Не по крови, но он отдает часть себя, делится опытом, знаниями, переживает за ребенка. Я знаю, о чем говорю, потому что моя мама – учитель, и я изнутри знаю проблемы педагогов. Сейчас мама на пенсии, но ее до сих пор благодарят ученики, пишут ей письма, поздравляют с праздниками, даже посылки присылают. И у меня спрашивают о здоровье своей учительницы, Светланы Ивановны Батуриной, просят ее номер телефона, чтобы поговорить с ней. Я понимаю, что моя мама для них была не просто учителем английского языка, она и сегодня – значимый человек в их жизни.
Всем учителям в этот день хочется пожелать крепкого здоровья, крепких нервов, мудрости и терпения. Все это поможет педагогу сделать так, чтобы ученики усваивали материал и становились успешными в жизни. Ведь взрослая жизнь начинается сразу за порогом школы!

Гедиминас Таранда, основатель и художественный руководитель «Имперского Русского Балета», заслуженный деятель искусств РФ

-4
На мой взгляд, родители и учителя – самые главные люди в жизни ребенка. Родители дают жизнь, а чуть малыш подрастет, они передают свое родное чадо в руки педагогов. Представляете, какая ответственность лежит на учителе?! Вот мы вышли на улицу – дорог много. По какой пойти? Именно настоящий учитель покажет те первые тропинки, по которым маленькому человеку надо дойти до большой дороги жизни. Такие учителя бесценны!
Наше поколение застало педагогов, которые не просто передавали знания, а направляли, показывали эти заветные правильные тропинки. Мне бесконечно повезло! Сначала в Воронеже я попал к талантливейшему тренеру по греко-римской борьбе Александру Ивановичу Батищеву. Затем – в народный коллектив к Владимиру Владимировичу Соколову и Анатолию Беляеву. Именно они нацелили меня на поступление в Воронежское хореографическое училище, где я учился у Азы Владимировны Кулаевой, Петра Афанасьевича Силкина и Владимира Ивановича Сычева. Опять же мои педагоги меня направили в Москву к Игорю Валентиновичу Уксусникову и к моему любимейшему педагогу Алле Георгиевне Богуславской, впоследствии передавшей меня в Большой театр своему мужу Анатолию Романовичу Симачеву, который работал со мной над множеством образов. Юрий Кузьмич Владимиров включился в мое образование. Все они бережно передавали меня из рук в руки. Из меня лепил артиста и личность великий Юрий Николаевич Григорович.
Мы у них учились, мы все впитывали. Мы даже не понимали, что учимся, – настолько грамотно они нас вели: рассказывали, показывали, советовали, спорили с нами, творили! Как искусно ими была сформирована среда, в которой развивался молодой творческий организм. Это фантастика!
И поэтому я считаю, что роль учителя – редчайшая! Если мы, родители, находим педагога, которому мы можем с уверенностью передать наше чадо, это счастье! Конечно, мы должны оберегать учителей, принимая во внимание условия, в которые они сегодня поставлены. У учителя должно быть свободное время для творчества, чтобы развиваться и развивать наших детей, а не для заполнения тысячи бумаг. Ведь бумажная бюрократия – убийство педагогов, нашей учительской элиты. Это мое мнение, но я думаю, и мнение многих других. Российская система образования меняет самого педагога как личность. Она его ломает. Многие учителя этому стараются не поддаваться, но системе сопротивляться очень трудно.
Меня все время зовут преподавать, а я отказываюсь, потому что я не могу тратить время на бумаги, хотя мне нравится передавать опыт молодым.
Я смотрю на учителей и снимаю шляпу перед ними. Люди, вложившие столько труда в детей, недооценены нашей страной. Учителя по-настоящему ценят только в Японии. Там он – национальный герой, и это понимают все. И там государство многое делает для учителей даже в мелочах, вплоть до специальных скидок в магазинах.
Мое пожелание в том, чтобы профессия учителя снискала должное уважение, а главное, чтобы учителям создали такие условия, которые позволят им творить и получать удовольствие от передачи своего знания последующим поколениям.

Иван Колесников, актер театра и кино

-5
Учитель – очень многогранное понятие. В восточной культуре, например, учитель – это сенсей, человек, который через всю жизнь ведет учеников, тот, кто идет впереди.
Школьный учитель – трудное дело. Я не представляю, как можно учить детей чему-либо. Для этого нужны железные нервы, огромная воля, а главное, понимание того, что каждое сказанное ребенку слово может отразиться на его будущем. Это колоссальный груз ответственности!
Я в школе был жутким двоечником. Все, что меня интересовало – стихи. Я любил только литературу, историю и географию. Но встреча с моим педагогом в институте, Натальей Алексеевной Петровой, многое изменила. Этот педагог стал моим настоящим наставником. И я имею в виду не только актерское мастерство. Наталья Алексеевна стала для меня учителем в широком смысле слова. От нее и от родителей, конечно, я получил определенные жизненные установки, которые помогают не только в профессии, но и в жизни. Учили меня, ничего не навязывая. В этом и есть, на мой взгляд, талант педагога. Родители мои тоже обладают этим даром. Для меня они тоже учителя. Мой отец, например, никогда не давил, воспитывал своим примером. Ведь когда ты видишь, что твои родители много читают, ты волей-неволей начинаешь сам читать.
Чувствовать индивидуальность ребенка – еще одно важное умение педагога. У нас же осталось еще это странное убеждение из советской школы, что если ты не можешь прочитать в девятом классе «Войну и мир», то ты недалекий человек. А я, например, до сих пор считаю, что в девятом классе «Войну и мир» рано изучать, ребенок не поймет это произведение. Дай Бог понять его в институте.
И конечно, мудрый учитель понимает, что, безусловно, в первую очередь, учит он, но в то же время и у нового поколения есть чему поучиться. Педагог должен быть гибким, постоянно развиваться в профессии, чтобы соответствовать современности. В моем понимании хороший учитель – это тот, который сам готов и любит учиться.
Учитель – это круто!
Хотел бы пожелать всем педагогам терпения, взаимоуважения и взаимопонимания со своими учениками. Это не только в учебе, но и в жизни важно!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.