Найти тему
БУКВАРЬ

⁠Духовное отношение северных крестьян к труду

Христианство отзывается в крестьянской культуре "возделывания почвы". Крестьянская религиозность напрямую связана с полем – мистическим пространством, в котором испытывается человек и его духовно-нравственные основы.

В Архангельской области исследователи отмечают привязанность крестьян к архаическим условиям труда. Традиционно это объясняется технологической отсталостью и неграмотностью деревенских жителей, которые обрабатывают землю сохой, заготавливают сено "горбушей" вместо косы-стойки. Эти объяснения ошибочны, учитывая роль старообрядческих общин в познании и распространении грамотности.

На самом деле иррациональность крестьянского труда основывается на других, истинно духовных воззрениях. Как ни странно, нравственность отрицает рациональность. Земля и работа на ней воспринималась как крест, который должно нести до последних своих дней.

Распределялась земля "на душу", что указывает на сакральность земледельчества. "Страда" – время полевых работ, которое связано со страданием, мучением и сораспятием со Христом. Но как бы не была тяжела работа, на 7 день наступает воскресение (цр. слав. "неделя") – отдых от работы, спасение души, праздник.

Для северного крестьянина труд – это средство реализации своих духовных потребностей, способ стяжать Святаго Духа и спасти свою душу. Важно было не ЧТО сделать, а КАК: согбенное положение при работе на земле символизирует молитвенное состояние и просьбу о Божьей милости. Проходя мимо трудящегося человека под Архангельском говорили: "Бог помощь!" Ответом было: "Прошу милости!"

Крестьянский труд пронизан сакральностью религиозной обрядовости: трехполье – символ Троицы, косьба горбушей – поклон Богу, соха – Евхаристическое копие, дом ("хоромина"– созвучно храму) – Ковчег Спасения, где под одной крышей живут несколько семей и вся дворовая скотина.

Глубокая религиозность на Севере связана, во-первых, с условиями рискованного земледелия и оторванностью этих земель от центра, а во-вторых, с развитием церковного строительства на этой земле и серьезном влиянии монастырской жизни Соловецкого, Кожеозерского и др. монастырей Русского Севера.