Всем привет! Сегодня я вам раскажу о появлении Московского метрополитена. Сперва поймём, как появился первый проект Московского метрополитена?
Первый проект Московского метрополитена датирован 1875 годом. Инженер Василий Титов предложил идею протянуть подземную железную дорогу от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Многие предполагают, что проект не состоялся из Русской православной церкви, считавшая данный проект большим грехом для человечества, но официальный документ отказа от проекта утверждает, что действительной причиной стала экономическая нецелесообразность.
Переносимся в Советский Союз.
В 1930 году очень остро начал вставать вопрос о постройке метрополитена. Трамвайные составы и пути устарели или были сломаны, город начал «тонуть» в пробках. Тогда партийное руководство Москвы, во главе с Лазарем Моисеевичем Кагановичем, приняло решение о ремонте всей трамвайной системы, однако этого не было достаточно для решения проблемы. Сначала Каганович выступал за строительство обычного железнодорожного сообщения внутри города, но на съезде Политбюро в июне 1931 года он выступал уже за создание системы «подземки». В ноябре 1931 года Московским горкомом партии был представлен первый проект Московского метрополитена. Проект предполагал строительство линии от Сокольников Парка Культуры. Примечательно, что на станции «Охотный ряд» было ответвление в сторону станций Коминтерн, Арбатская и Смоленская. В настоящее время станция «Коминтерн» называется «Александровский сад», а само ответвление образовалось в Филевскую линию.
Как шло строительство станций первого участка Московского метрополитена?
В январе 1932 года начались раскопки на всех участках. В отличие от нашего времени, тогда работы проводились в ручную людьми. Работы шли очень медленно ввиду отсутствия в СССР специалистов в области Метростроя и малое количество рабочей силы. Правительство предполагало, что работать над постройкой метро будет свыше 10000 тысяч человек, на деле же численность была в 2 раза меньше. Ситуация усугубилась, когда один из инженеров В.Л. Маковский заявил о невозможности прокладки тоннелей мелкого заложения в центре столицы. Тогда Кагановичем было принято решение о строительстве первой станции глубокого заложение на глубине от 20 до 40 метров. Но Геологические данные о такой глубине ограничивались 15-ью метрами. Зачастую на нужной глубине оказывался плывун. Метростроевцы оказались в ситуации, когда шахтерская проходка неприменима. В связи со сложившийся ситуацией ЦК принял решение о привлечении семи европейских специалистов для работы над строительством. Итог: было принято решение о строительстве станций в центре города закрытым способом и на большой глубине, вдали от центра использовали старый открытый способ строительства, для прохождения плывунов стали использовать кессонный способ с применением сжатого воздуха для замораживания, в практику пришли проходческие щиты, а в Москву из Донбасса была выслана группа опытных горных инженеров. Однако для строительства по прежнему не хватало людей. Тогда рабочих Московских заводов в принудительном порядке направляли на стройку. 15 октября 1934 года по проложенному участку был пущен первый поезд из двух вагонов в качестве предпускового этапа строительства. Одновременно с этим велись отделочные работы на станциях, для которых со всего СССР везли мрамор и гранит. 7 ноября 1934 год – день, в который метрополитен должен был открыться для пассажиров, однако этого не случилось. Причиной тому стало отсутствие в СССР эскалаторов. В то время эскалаторы были только в Лондонском метрополитене. Тогда "Мосметрострой" выделил 200 тысяч рублей на приобретение одного эскалатора. Была поставлена задача его разобрать, скопировать и адаптировать для станций Московского метрополитена. Первый эскалатор был собран в январе 1935 года. Опробавали его делегаты «7 Всесоюзного Съезда Советов» 6 февраля 1935 года.
И вот наступает торжественный день – 15 мая 1935 года в 6 часов 45 минут двери вестибюлей открылись для людей. Пусковым комплексом стала трасса длинной 11,5 км, 13 станций, и 14 4-ёх вагонных поездов типа "А".