Глядя на фотографии уфимской социальной гостиницы «Подросток», каждый день размещаемые на стене их группы в контакте, создается ощущение веселого пионерского лагеря...
Вот ребята готовят пирожки и шарлотку, тут репетируют предстоящий концерт, на третьем кадре шьют кухонную прихватку, а вот добрались и до плетения вазочек из газетных трубочек. Сплошной Дом детского творчества! И, вглядываясь в лица этих симпатичных ребят, трудно поверить, что многие воспитанники оказались здесь на фоне непрекращающихся распрей со своими родителями и за всем внешним фасадом пионерлагеря ведется невидимая глазу работа по возвращению ребят к самим себе и к своей семье...
Социальная гостиница «Подросток», которую чаще всего называют кризисным центром, находится возле уфимского Колхозного рынка в двухэтажной постройке. В ее очертаниях угадывается здание бывшего детского сада. Несмотря на то, что «Подросток» разместился практически в самом сердце Черниковки, во дворе здесь умиротворенно и тихо. Двухэтажные дома вокруг, словно живой щит, отгораживают его от внешнего мира. Именно сюда, в последней надежде на помощь, обращаются родители трудных детей, которые не могут найти общий язык с собственными детьми. Впрочем, бывают и обратные ситуации, когда сами подростки прибегают в центр, если, например, затянулся запой у родителей или степень ненависти к ним достигла критической отметки. Да-да, и такое бывает, причем, как оказалось, нередко…
Заведующая «Подростком» Любовь Петровна Владельщикова проводит для нас онлайн экскурсию. Здесь есть все, что нужно для жизни большого коллектива: актовый и спортивный зал, учебные классы, библиотека, спальни, кухня, спортивная площадка на улице. Единственное, кого тут нет – это родителей. Их на время заезда, который продолжается от одного до шести месяцев (для каждого индивидуально, ведь подростки попадают сюда не одновременно), заменяют воспитатели, психологи и социальные педагоги. Психологов аж целых три. И общение с детьми, а также с их родителями, не прекращаясь ни на минуту, ведется практически целый день.
Это кропотливая и невидимая на первый взгляд работа приносит свои плоды не сразу и сколько приходится прилагать для этого усилий, знают только специалисты. Ведь иной раз ребята приходят с такими установками, что просто диву даешься: как они с ними жили до сегодняшнего дня. С этими взглядами на жизнь, с претензиями на то, что весь мир упадет к их ногам, причем без всяких усилий с их стороны, мирное сосуществование с родителями, лишенными таких иллюзий, порой, просто невозможно! Сократить эту пропасть до расстояния вытянутой руки, побудить родителей посмотреть на мир глазами детей, а детей – глазами родителей – пожалуй, именно в этом заключается главная задача специалистов кризисного центра. И, конечно же, они пытаются раскрыть в них те скрытые способности и потенциал, что в них заложен, но которые до сих пор дремали.
Попал в «Подросток» один паренек. Родители с ним намучились: он и воровал, и мелким мошенничеством промышлял. Работники центра заметили, что мальчишка любит военное дело. Это увлечение здесь поддержали. Ему предложили создать спортивную секцию, подросток сам ее вел. Ребята с удовольствием занимались под его началом. И пареньку понравилось быть в роли тренера, он начал готовиться к спортивным занятиям, у него поднялась самооценка. Уже после «Подростка» мальчишку призвали в армию, прослужив несколько месяцев, он подписал контракт. Так его увлечение стало профессией.
Еще одна похожая история. Родители привели в центр дочку-суицидницу. Она была участницей печально известного сообщества «Синий кит». За ее спиной - несколько неудачных попыток ухода из жизни. Все ее руки были в порезах. Сотрудники «Подростка» заметили, что девочка очень эмоциональная, с хорошими творческими задатками. Особенно ярко они раскрылись во время театральной постановки, которую здесь готовили.
- Мы с трудом нашли для нее платье с длинными рукавами, которое бы скрыло ее ужасные шрамы, - вспоминает тот эпизод Любовь Владельщикова. - Ей понравилось выступать на сцене, быть в центре всеобщего внимания. Специально для этой девочки в центр пригласили преподавателя по восточным танцам.
Вместе с другими воспитанницами она занималась танцами всю смену. И после того, как уехала домой, начала усиленно готовиться к поступлению в театральное училище. Подтянув учебу и хорошо подготовившись к творческому конкурсу, девушка стала студенткой режиссерского отделения театрального училища.
- Как только нам удается найти по-настоящему интересное увлечение детям и правильно их замотивировать, у них появляется цель в жизни, к которой они начинают стремиться, - рассказывает Любовь Владельщикова.
- Но ведь не только отсутствие хобби, которое в дальнейшем может вывести на профессию, приводит их в «Подросток»?
- Не только, причин может быть много. Часто в основе конфликтов между родителями и детьми лежит авторитарность взрослых. Они, исходя из личного опыта, считают, что лучше детей знают, что им надо. Расскажу историю из нашей практики. Попала к нам девочка, которая находилась в конфликте со своими мамой и папой. Родители экономисты хотели, чтобы и их дочь, продолжив семейное дело, пошла учиться на бухучет. Конечно, их можно понять, они желают лучшего своему ребенку, руководствуясь тем, что в этой сфере могут помочь ей и с учебой, и с дальнейшим трудоустройством. При этом родители совершенно не хотят замечать, что их дочь очень любит рисовать. И вот вместо того, чтобы помочь развить эти способности, они начинают на нее давить, совершенно не понимая, что для человека с творческими задатками вся эта бухгалтерия подобна медленной смерти. Она не хочет заниматься математикой, а ее заставляют. Подросток не может достучаться до родителей, те не хотят услышать свое чадо. Конфликт разрастается до противостояния – яростного и совершенно бессмысленного.
- И что делать конфликтующим сторонам?
- Договариваться. Садиться за стол переговоров. Родителям нужно прислушиваться к своим детям. Не нужно абсолютно все решать за них. Помогите им найти дело, которое бы им нравилось, подсказывайте им, советуйте, направляйте, но не навязывайте своего мнения и не заставляйте их жить по вашим шаблонам. Не лишайте их права на собственные ошибки. Ведь это их жизнь, а вы из строгого ментора должны стать своим детям, прежде всего, другом.
- Вам легко рассуждать со стороны. Но ведь родители тоже, наверное, лезут со своими советами не просто так, а оценивая способности своего ребенка. У меня сын после колледжа категорически не хотел поступать в вуз. Я убедила, он поступил. Ходил на учебу, как на каторгу. А после армии и вовсе бросил, как я не уговаривала его продолжить учиться. Сейчас устроился на хорошую работу, с перспективами, но чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице, нужен вузовский диплом. И теперь уже он мне говорит, вот зачем ты не настояла, чтобы я учился? Как вам такое нравится?
- Да человек должен сам дозреть до решения, ведь тогда и мотивация будет совершенно другой. Раньше он учился под вашим давлением, сейчас понял, что именно ему это надо. Не вам. При личной заинтересованности и результат будет совершенно другой.
Сталкиваются работники «Подростка» и с такими запущенными ситуациями, что просто диву даешься: куда смотрели социальные и все остальные службы вместе взятые. Вот один только шокирующий случай. Женщина, гражданка другой страны, родила мальчика в России, где и жила долгое время, но так и не смогла оформить сыну свидетельство о рождении из-за проблем с гражданством. Из-за полного отсутствия документов Андрей (имя мальчика изменено) никогда не ходил ни в садик, ни в школу. Да что там! Он даже не знает день и год своего рождения. Пока мама работала (а она, между прочим, была врачом), мальчик, предоставленный сам себе, целыми днями сидел дома, играя в компьютер. Сейчас уже не задашь его матери неудобные вопросы, почему она, столкнувшись с рядовой, в общем-то, проблемой, которую в течение года можно было решить в суде, ничего не сделала, чтобы оформить документы на сына. Наверное, для нее это был самый простой выход из собственной социальной неустроенности. Не надо никуда водить ребенка, тратить на него время, силы и деньги, а довольствоваться малым. Последний год жизни с мамой для Андрея был самым тяжелым. Из-за затянувшейся депрессии он целый год (!) не выходил из дома. Мама не водила его ни к психологам, ни к другим специалистам, которые могли бы ему помочь. Непонятно сколько продолжалось бы это вынужденное заточение, если б родительница не умерла от сердечного приступа. Так Андрей впервые в своей жизни попал в поле зрения социальных служб. Его привезли в «Подросток». Возраст Андрея определяли на глаз, точную дату рождения установить так и не удалось. Школьную программу мальчик осваивал буквально с нуля в ближайшей школе. 13-летний (примерно этот возраст у Андрея по физиологическим признакам) подросток проходил ее усиленными темпами. Пока мальчик усиленно наверстывал учебу, социальный педагог делал все необходимые ему документы, подав исковое заявление в суд. Андрей мотивирован на учебу, мечтает стать врачом как мама, что, учитывая его историю, было бы просто чудом.
К счастью, с такими социально запущенными случаями, как у Андрея, в кризисном центре сталкиваются нечасто. И слава богу! Большинство мамочек, находясь и в более сложных житейских ситуациях и имея большее количество детей, выходят из нее достойно, успевая при этом еще и заниматься своими ребятишками. Но у многих из них, даже самых терпеливых и любящих, начинаются сложности в общении с детьми именно в подростковом возрасте, когда дети с их «хочу» совершенно не могут понять родителей с их «могу». А если взрослеющее чадо еще и попало под влияние уличной компании, то расстояние между ним и родителями быстро превращается в непреодолимую пропасть, самостоятельно преодолеть которую не все могут. Именно в этот переломный момент свою руку помощи всегда готова протянуть социальная гостиница «Подросток» с ее специалистами, чтобы попасть в которую достаточно лишь одного звонка и нескольких документов.
Людмила Кашапова.