Последние годы перед Перестройкой запомнились русским людям как время полного недостатка. Все магазины в СССР имели возможность предоставить только пустующие полки, в наилучшем случае красиво оформленные стопками консервов. За хоть какими продуктами питания и промышленными продуктами людям доводилось практически «охотиться», выстаивать километровые очереди или же заводить взаимовыгодную дружбу с заведующими магазинов.
Рог обилия.
В данных критериях столичный Гастроном №1 в Москве на улице Горького в доме №14 поражал фантазтической роскошью. В нем были эти дефицитные продукты, о коих неизбалованные русские жители имели возможность лишь только грезить: «Докторскую» колбасу, шоколад, кофе, селедка и пр. С черного входа тут реализовывали балык, икру, бодрые фрукты и др. Гастрном №1 столичные жители именовали «Елисеевским» в память о дореволюционном обилии (до 1917 года в его здании была роскошная лавка Елисеева). Известность гастронома гремела на всю страну. Нарочно из-за него в Столицу прибывали из самых отдаленных уголков Союза. Его демонстрировали жителям других стран. Директор Елисеевского, Юрий Соколов был личностью №1 для Московской верхушки. В минувшем фронтовик, герой войны, он внезапно успешно поставил дело обеспечения гастронома в абсолютно не адаптированных к бизнесу условиях. Раздавая взятки, договаривался с поставщиками. Выплачивая неофициальные «премии» персоналу магазина, достигал высочайшего обслуживания сервиса.
Борьба с коррупцией под управлением Андропова
Арест по подозрению в хищениях и взяточничестве стал для Соколова громом среди ясного неба. Это случилось в 1982 году, практически за некоторое количество лет до Перестройки. За месяц до ареста в его офисе было установлено оснащение для видеонаблюдения и прослушивания. Эти действия КГБ совершило в рамках развернутой в те годы Юрием Андроповым войны с коррупцией. В 1983-1984 годах было осуждено больше 15 000 сотрудников торговли. Месяц слежки за директором Первого столичного гастронома отдал «органам» колоссальный материал для дела, открыл необъятные связи Соколова с довольно высокопоставленными лицами. Арестован директор был в момент получения взятки (300 рублей). Во время ареста он был безусловно безмятежен, не сомневается в заступничестве множества госслужащих, которые в свое время использовали его предложениями. Дело о взяточничестве против Юрия Соколова была собрана большая доказательная основа его криминальной работы: от бесед по телефонному аппарату с «нужными людьми» - до давших показание «почтальонов» (люди, носившие ему конверты со взятками). На суде были объявлены эти суммы хищений и выплыли имена, собственно дело получило всесоюзный масштаб. Во всех печатных изданиях были замечены заметки на тему «проворовавшихся торгашей». Четкая сумма наворованных Соколовым средств не известна. Она имела возможность приравниваться как нескольким тыс., например и нескольким соткам тыс. руб.. Вообщем, в деле фигурировали большие суммы, которые пошли на взятки различным бюрократам (что-то в пределах 1,5 млн рублей). Сам директор гастронома не признавал себя виновным. Он завлял, собственно что методом взяточничества решал вопросы поставок в лавка.
«Козел отпущения»
В пыл войны с коррупцией подобный большой «улов» был на руку Андропову и его сторонникам. По кое-каким сведениям, Соколову было обещано снисхождение в суде, в случае если он раскроет все имена сообщников. Подследственный это и устроил, достав из секретного архива тетрадь с именами всех собственных подельников. Данный шаг Соколову не помог. 11.11.1984 ему прочитали смертный вердикт с конфискацией всего имущества. К различным срокам – от 11 до 14 лет лишения свободы – были приговорены и иные фигуранты: Германцев И., Яковлев В., Коньков А. и пр. Смертный вердикт был потрясением и для самого Юрия Соколова, и для всех его соучастников. Как гласил сам осужденный, он стал «козлом отпущения» в подковерных войнах в высочайших эшелонах власти. Вполне вероятно, как раз за это выражение, бросавшее тень на Андропова, КГБ и отнеслось к былому директору Гастронома №1 настолько сердито. Его расстреляли 14 декабря. Впоследствии сего скандального дела гонения на высокопоставленных и рядовых сотрудников торговли продлились ещё длительное время.