Найти тему
Окно в Россию

Почему СССР сбил два шведских самолета?

Оглавление

Уничтожение одного самолета привело к громкому международному скандалу, а инцидент с другим оба государства постарались замолчать.

БОРИС ЕГОРОВ

Один за другим

Getty Images, Общественное достояние
Getty Images, Общественное достояние

Утром 13 июня 1952 года над Балтийским морем бесследно исчез транспортный самолет ВВС Швеции DC-3 с 8 членами экипажа на борту. Как заявили военные и представители шведского правительства, самолет совершал регулярный тренировочный полет.

Официальное обращение к СССР за разъяснениями ничего не дало — Москва отрицала свою причастность к инциденту. На Балтике начались активные поиски, но вскоре они были приостановлены происшествием, взбудоражившем всю Швецию.

Сбитый самолет «Каталина». Общественное достояние
Сбитый самолет «Каталина». Общественное достояние

16 июня пара советских истребителей МиГ-15 сбила участвовавший в поисковых операциях шведский гидросамолет PBY-5 «Каталина», который был вынужден сесть на воду. Всех пятерых членов экипажа подобрал проходящий мимо западногерманский грузовой корабль.

Скандал

Обе страны оказались на грани разрыва дипломатических отношений. Масштабные митинги протеста проходили у здания советского посольства в Стокгольме.

Шведы утверждали, что русские атаковали «Каталину» в международном воздушном пространстве. По мнению советской стороны, шведский гидросамолет нарушил границы Советского Союза.

Как оказалось, PBY-5 действительно по ошибке приблизился к одному из островов советской Эстонии, где его нагнали два МиГа. «Время рассветное. Шведы нас тоже заметили и взяли курс в нейтральную зону. Догнать их было делом нескольких секунд. Подойдя к ним метров на 20 показали, чтобы “Каталина” шла за нами на наш аэродром. Однако самолет продолжал прямой путь», — вспоминал летчик Николай Семерников.

Полосы шведских газет об инциденте с «Каталиной»/Протестующие у советского посольства в Стокгольме. Общественное достояние
Полосы шведских газет об инциденте с «Каталиной»/Протестующие у советского посольства в Стокгольме. Общественное достояние

Несмотря на то, что «Каталина» уже покинула пределы советского воздушного пространства, пилоты получили приказ открыть огонь на поражение. За сбитие шведского гидросамолета Семерников и пилот второго МиГа Илья Яценко-Косенко были награждены орденами Боевого Красного Знамени.

Совсем не обычный полет

Как выяснилось в ходе расследований «дела Каталины», проведенных после распада Советского Союза, врали оба государства.

DC-3 не совершал никакого тренировочного полета. Напичканный сверхсекретной аппаратурой, он вел радиоэлектронную разведку нового советского радара, расположенного у города Лиепая в западной Латвии. Эту информацию Швеция планировала передать НАТО в обмен на необходимое ей электронное оборудование оборонного назначения.

У самолета было очень подходящее имя — «Хугин» (шв. «Hugin»). Так в скандинавской мифологии звали ворона Одина, который летал по всему свету и сообщал своему хозяину обо всем, что творится в мире.

DC-3 «Хугин» шведских ВВС. Herman Allwin
DC-3 «Хугин» шведских ВВС. Herman Allwin

На борту самолета находились технические специалисты и офицеры Министерства обороны. Помимо восьми шведов, в самолете мог быть американский представитель североатлантического альянса, однако подтверждений этой версии нет.

Шведским властям было выгодно замять историю с исчезновением DC-3, и инцидент с атакой на «Каталину» стал для них настоящим подарком.

Горячий прием

С другой стороны, СССР, отрицавший свою причастность к исчезновению самолета, был непосредственным виновником этого. Примечательно, что «Хугин» был сбит еще только на подлете к границам советского воздушного пространства (Обломки самолета были обнаружены в 2003 году севернее острова Готланд).

Фактически в Советском Союзе ждали прилета «ворона». В Москве были хорошо осведомлены о тайном военном сотрудничестве, которое после окончания Второй мировой войны нейтральная Швеция налаживала с США и Великобританией. В обмен на предоставление шведами разведывательной информации, НАТО обеспечивал их современным техническим оборудованием для нужд обороны.

Обломки DC-3 в музее ВВС Швеции в Линчепинге. Alex Nordstrom/Wikimedia Commons
Обломки DC-3 в музее ВВС Швеции в Линчепинге. Alex Nordstrom/Wikimedia Commons

С 1948 года в пределах СССР стали регулярно появляться разведывательные самолеты ВВС Швеции с установленным на них камерами для аэрофотосъемки, вызывавшие раздражение и протесты советского руководства. Все это в итоге привело к тому, что 12 июня 1952 года DC-3, мастерски избегавший нарушений границы, все равно был атакован МиГ-15 летчика Григория Осинского.

Если детали «дела Каталины» стали известны в Швеции и России только спустя 40 лет после произошедших событий, то власть предержащие прояснили их между собой гораздо раньше. Еще в 1956 году Никита Хрущев в конфиденциальном разговоре с премьер-министром Таге Эрландером признал факт атаки советским МиГом шведского самолета. Последний, однако, решил тогда не делиться этой информацией с гражданами своей страны.

Читайте также: Как Россия отобрала у Швеции Финляндию