Роль железных дорог в такой стране, как Россия, невозможно переоценить — это важнейшая часть её инфраструктуры. В военное время, логистика - решающий фактор подготовки любых операций, как наступательных, так и оборонительных. Необходимо быстро и скрытно перебросить огромное количество живой силы, вооружения, боеприпасов, горючего и всего остального для этого необходимого. Огромного уважения заслужили наши железнодорожники, ведшие свои составы под бомбёжкой и чинившие рельсовые пути под огнём противника. Но была в железнодорожных войсках и своя немалая ударная сила — это были бронепоезда.
Первые прототипы бронепоездов появились у белых поселенцев Южной Африки в англо-бурскую войну ещё в конце XIX века. Вместо брони они использовали мешки с песком, защищавшие их от пуль и осколков.
В Первую Мировую войну эта идея получила своё развитие — на заводах обшивали бронёй паровозы, строили броневагоны с поворотными башнями и оснащали их пушками и пулемётами.
Особенно важную роль сыграли бронепоезда в гражданской войне в России, первый этап которой так и называли — «эшелонным». Борьба велась, в первую очередь, за важные транспортные узлы — подходил эшелон, из теплушек выскакивали солдаты и занимали станцию, а потом подходил другой эшелон и выскочившие из него солдаты с другими кокардами выбивали с неё предшественников. В особо сложных случаях, подтягивался бронепоезд и вступал в артиллерийскую дуэль с батареями трёхдюймовок, уютно расположившимися в городских садах и кварталах.
Мой родной город не раз переходил тогда из рук в руки. Железнодорожный мост через Каму взрывали, а потом восстанавливали. И всё потому, что местные купцы успели занести куда надо и сколько требовалось, чтобы железнодорожная магистраль прошла через наш городок.
Помня об этом опыте, в СССР и перед Великой Отечественной войной и в её время продолжали строить бронепоезда новых усовершенствованных серий. И в ходе войны успешно их использовали, как при обороне, так и в наступлении. После перехода границы СССР, железнодорожникам пришлось перешивать железнодорожное полотно под более широкую колею их техники, но не смотря на этот адский труд они смогли дойти до Германии, хотя в штурме Берлина им поучаствовать непосредственно и не пришлось - мосты на подходе к нему были взорваны.
Когда в 1941 году Москва была под угрозой захвата, на её защиту с горьковского завода был направлен бронедивизион - два новейших советских бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Они были приземистые, с наклонной бронёй и литыми башнями и имели две крытые бронеплощадки с четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и две открытые - с четырьмя 37-миллиметровыми зенитными автоматами и двумя «катюшами». 31-й особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского бронедивизион прошёл до Франкфурта-на-Одере тысячи километров, уничтожив 24 орудия, 42 миномётные батареи, 14 дзотов, 94 пулемётные точки, немецкий бронепоезд, 15 самолётов и сотни вражеских солдат. В настоящее время эти бронепоезда установлены на постаменты в Нижнем Новгороде и в Муроме в качестве памятников.
И это только два бронепоезда из десятков воевавших на фронтах великой войны.
Особо отличился при обороне Севастополя бронепоезд «Железняков», вооружённый пятью 76 миллиметровыми орудиями, двумя 82 мм миномётами, двумя 12,7 мм пулемётами ДШК и четырнадцатью 7,62 мм пулемётами «Максим». Экипаж его состоял из моряков Черноморского флота. Совершив более 140 боевых выходов и заслужив от немцев прозвание «Зелёный призрак», он погиб в обвалившемся туннеле в самом конце обороны Севастополя.
Надо отдать дань мужеству воинам-железнодорожникам — для танков и полевых орудий врага они были крупной и не достаточно маневренной целью, которую легко было запереть, повредив рельсы. Поэтому, нередко, им приходилось, жертвуя собой, прикрывать отход своих войск.
Опоздал я с поздравлением ко дню железнодорожника, но я люблю железную дорогу круглый год со своих детских лет - она для меня синоним дальних странствий и воплощение индустриальной мощи нашей страны.
Надеюсь, что этот мой стишок станет маленькой благодарностью всем железнодорожникам - за приятные воспоминания о том хорошем, что происходило со мной под стук вагонных колёс:
Железная дорога
Своею колеёй
Меня соединяет
С далёкою Москвой.
Грохочет мимо поезд,
Мелькают окна вряд.
«Пора тебе в дорогу!»-
Колёса говорят.
И пусть наши рельсы всегда будут мирными, пока наш бронепоезд стоит на запасном пути!