Современный западногерманский ученый Й. Кноблох в статье «Черкесский бог леса», посвященной сравнительному изучению греко-римского и адыгского языческих пантеонов, пришел к интересному заключению. По его мнению, наряду с божествами некоторых восточных народов, граничивших с греко-римским ареалом, античный пантеон воспринял также имя адыгского бога леса Мэзытха, который слился позднее с древнегреческим Паном – первоначально богом стад и пастухов, а затем и всей природы.
Современный западногерманский ученый Й. Кноблох в статье «Черкесский бог леса», посвященной сравнительному изучению греко-римского и адыгского языческих пантеонов, пришел к интересному заключению. По его мнению, наряду с божествами некоторых восточных народов, граничивших с греко-римским ареалом, античный пантеон воспринял также имя адыгского бога леса Мэзытха, который слился позднее с древнегреческим Паном – первоначально богом стад и пастухов, а затем и всей природы.
Среди древнегреческих надписей Северного Причерноморья, опубликованных В. Латышевым в 1916 г., Й. Кноблох под № 19 обнаружил слова MEΣVTHEОΣ ... АЯНLΣ... {1 Т. Knobloch. Der tscherkessischewaldgutt. – В сборнике, посвященном 80-летию со дня рождения А. С. Чикобава. – Тб., 1979. – С. 191.} ( постамент был обнаружен недалеко от Азова и представлял часть статуи Пана с одной человеческой ногой и одним копытом).. Первое слово он считает несомненно именем адыгского бога леса Мэзытха (дословно мэзы – «лес», а тха – «бог»). Надпись была сделана на постаменте, на котором ясно сохранились изображение человеческой ноги и копыто козла, а, как известно, греческий Пан, как и римский Фавн, представлялись человеческими существами, имевшими козьи копыта. Й. Кноблох сравнивает внешний облик этих божеств с адыгским же МэзалIыныкъуэ («лесным получеловеком»), который, в свою очередь, является отщеплением культа бога Мэзытха {2 Т. Knobloch. Der tscherkessischewaldgutt. – В сборнике, посвященном 80-летию со дня рождения А. С. Чикобава. – Тб., 1979. – С. 191.}. Далее каждая из «национальных» религий прошла свой долгий путь самостоятельного развития.
Среди древнегреческих надписей Северного Причерноморья, опубликованных В. Латышевым в 1916 г., Й. Кноблох под № 19 обнаружил слова MEΣVTHEОΣ ... АЯНLΣ... {1 Т. Knobloch. Der tscherkessischewaldgutt. – В сборнике, посвященном 80-летию со дня рождения А. С. Чикобава. – Тб., 1979. – С. 191.} ( постамент был обнаружен недалеко от Азова и представлял часть статуи Пана с одной человеческой ногой и одним копытом).. Первое слово он считает несомненно именем адыгского бога леса Мэзытха (дословно мэзы – «лес», а тха – «бог»). Надпись была сделана на постаменте, на котором ясно сохранились изображение человеческой ноги и копыто козла, а, как известно, греческий Пан, как и римский Фавн, представлялись человеческими существами, имевшими козьи копыта. Й. Кноблох сравнивает внешний облик этих божеств с адыгским же МэзалIыныкъуэ («лесным получеловеком»), который, в свою очередь, является отщеплением культа бога Мэзытха {2 Т. Knobloch. Der tscherkessischewaldgutt. – В сборнике, посвященном 80-летию со дня рождения А. С. Чикобава. – Тб., 1979. – С. 191.}. Далее каждая из «национальных» религий прошла свой долгий путь самостоятельного развития.
Также хочется добавить о наличии института АЖЭГЪАФЭ -буквально "танцующего козла" в традиционном адыгском игрище, причём Ажэгъафэ обладает абсолютно теми же функциями , что и сам ПАН-смех, музыка, запугивание.
Также хочется добавить о наличии института АЖЭГЪАФЭ -буквально "танцующего козла" в традиционном адыгском игрище, причём Ажэгъафэ обладает абсолютно теми же функциями , что и сам ПАН-смех, музыка, запугивание.