Найти тему
Даруль Фикр

Год печали

Так назван десятый год от начала пророчества. В этот год скончалась жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, а также покинул этот мир дядя Пророка Абу Талиб. Передает ибн Са'д в книге «Табакат» что: «между смертью двух этих людей прошел месяц и пять дней».

Хадиджа, как повествует ибн Хишам, была искренней помощницей Ислама, у которой Пророк находил успокоение и поддержку. Что касается, Абу Талиба, то он был защитником Пророка от его противников и помощником в его деле.

Ибн Хишам рассказывает:

«Когда Абу Талиб умер, курайшиты стали причинять Пророку мучения, которым они не могли подвергать его при жизни Абу Талиба. Однажды они даже натравили на него глупцов, которые посыпали его голову землей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел домой с обсыпанной землей головой, и одна из дочерей подошла к нему и стала с плачем очищать его голову, а Пророк сказал ей:
«Не плачь, о дочка! Поистине, Аллах защитит твоего отца».

Пророк сам дал название этому году — «год печали» из-за трудностей, возникших на пути призыва в этот год.

В чем мудрость того, что Аллах ускорил кончину Абу Талиба прежде, чем мусульмане окрепли? Известно ведь, что Абу Талиб, в меру своих сил, защищал Пророка от различных нападок.

В чем мудрость того, что скончалась жена Пророка Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, тогда как Пророк находил в ней успокоение и утишение?

Если бы Абу Талиб был жив и продолжал защищать своего племянника до построения исламского государства в Медине, то у противников Ислама появился бы повод заявить о том, что за этим призывом и за этими успехами стоял дядя Пророка, который продвигал Ислам своей властью и авторитетом в народе. Несмотря на то, что он не уверовал и не примкнул под знамена веры, то нашлись бы такие, которые проявили бы чрезмерность в обосновании великой значимости вклада дяди Пророка в становлении исламского призыва — его покровительственной деятельности.

Однако его защиты не удостоились другие мусульмане, окружавшие его, они подвергались гонениям, лишь только Посланник Аллаха был в сохранности.

Кроме того, Аллах забрал тех, кто, по сути, лишь внешне был в роли защитника и опоры Пророка, и, тем самым, указывая на два важных обстоятельства, которых необходимо учесть:

  1. Это то, что и защита, и помощь исходит лишь только от Всевышнего Аллаха. Аллах пообещал своему Посланнику о том, что Он защитит его и его призыв непременно достигнет успеха, и защита Господа не будет зависеть от того, будут ли участвовать в этой защите люди или нет.
  2. Защита никак не подразумевает сохранение от любого малейшего зла. Защита, которую Аллах пообещал Посланнику в аяте
«И Аллах защитит тебя от людей»"[1],

это — защита его от убийства. То есть Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было гарантировано, что он будет продолжать жить до завершения своей миссии — распространения Ислама.

Однако, по Своей мудрости, Аллах дает Посланникам и Пророкам испытание в виде различных мучений и трудностей. И это никак не противоречит Его обещанию Пророку по защите, покровительству и обеспечению условий безопасности его жизни и деятельности.

Поэтому Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку, после слов

«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников»[2]

добавил:

«Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе». [3]

Объяснение значимости этой мудрости заключается в том, что если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, распространил Ислам с легкостью, без преодоления каких-либо трудностей, то также и его последователи захотели бы не утруждать себя в призыве, подобно ему, и каждое малейшее препятствие воспринимали бы как огромную беду.

Понимание того, что мы с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, схожи в преодолении всех трудностей в призыве (того, что он также переносил то, что претерпеваем мы), облегчает терпение.

И сколько бы мусульмане не претерпевали боль от насмешек со стороны людей, это не ослабит их дух (как после того эпизода, когда Посланнику Аллаха посыпали на голову землей, и он в таком загрязненном состоянии вернулся домой, а одна из его дочерей с плачем очищала его голову).

И все это несмотря на то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, является любимцем Всевышнего Аллаха и Его избранником.

Те мучения, который он перенес во время посещения Таифа, побудит мусульман с легкостью и со спокойствием относиться ко всем испытаниям и мучениям на том пути, по которому шел их Посланник, и почувствовать сопричастность к нелегкому пути призыва Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Еще один момент, который необходимо затронуть в этом эпизоде сиры: многие люди полагают, что «годом печали» этот год Пророк назвал по причине возникших в этом году его личных семейных проблем (потеря близких). Возможно, они исходили из своего личного опыта испытания переживаний (из-за длительных проявлений горя и траура по поводу умерших из числа своих близких) и посчитали этот факт доводом на свои предположения.

Однако такие предположения ошибочные.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не печалился той сильной печалью по поводу кончины своего дяди и своей жены. И он не называл этот год «годом печали» только из-за потери своих близких людей и переживания одиночества.

Истинной же причиной переживания им чувства печали было ослабление призыва по причине ухода этих людей из жизни.

Известно, что, находясь под защитой своего дяди, Посланник Аллаха имел широкие возможности в призыве и некоторые ощутимые успехи.

Что же касается ситуации, возникшей после этих смертей, то она контрастно изменилась — Пророк теперь отовсюду встречал только aгрессию и противостояние. Он продолжал призывать, но его слова зависали в воздухе, оставшись без ответа, и он возвращался с тревогой и печалью за ослабление пути и с чувством невыполненного долга, которым его, да благословит его Аллах и приветствует, обязал Всевышний Аллах. Вот по этой-то причине и был назван этот год «годом печали».

Более того, он очень огорчался из-за того, что, обращаясь к людям с истиной, не находил среди них последователей, уверовавших словам его призыва. Да, действительно, в это время чувство печали преобладало в Пророке, да благословит его Аллах и приветствует. И чтобы облегчить его состояние Всевышний Аллах ниспосылал ему успокаивающие слова, которые указывали ему о том, что Всевышний Аллах не возложил на него ничего, кроме дела призыва, и что нет необходимости убиваться печалью из-за тех, кто не стал следовать за его призывом. Вот аяты, которыми Всевышний Аллах снимал печаль со своего Посланника:

«Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя — беззаконники отвергают знамения Аллаха! До тебя Посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о Посланниках. Если тебя тяготит их отвращение, то, если ты сможешь отыскать проход в земле или лестницу на небо, то принеси им знамение. Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути. Посему не будь одним из невежд»

[1] «Аль-Маида / Трапеза», 5:67

[2] «Хиджр», 15:94

[3] «Хиджр», 15:97-99

[4] «Аль-Ангам / Скот», 6:33-35

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц