…а еще – бумеры, блумеры, глумеры, думеры… Так называют сегодня разные поколении, деля их даже не столько по возрастному принципу, сколько по психотипам и социальным паттернам. И картинка получается интереснейшая.
Поколение Z – зумеры – вот оно, пришло это «племя младое, незнакомое»… У одних вызывающее восторг и надежду, у других – насмешки и скеписис; кто-то смотрит на него с испугом, а кто-то – с отвращением… Вышло на площади, митингует в блогах и месенджерах, а кому-то комфортнее «зависать» ночами в сети под депрессивную Russian Doomer Music, не понятную тем, у кого нет унылого вида из окна на убогие хрущевки, когда не хочется засыпать, чтобы проблемы грядущего дня подольше не «доставали»… Чего хотят, к чему стремятся? В чем видят смысл жизни, в отличие от поколений дедов, отцов, старших братьев? А, может, такой вопрос для них вообще не стоит?
Смысл жизни? Выдающийся австрийский психолог и философ Виктор Франкл, прошедший нацистские концлагеря Терезиен и Освенцим, потерявший там семью, предупреждал, что вопрос о смысле жизни изначально ставится неправильно. Главное не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Ради чего стоит жить? «Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос», – писал Франкл.
По мнению В. Франкла, жизнь может стать осмысленной лишь через деятельность или же через любовь…. На первом пути – твои поступки и творчество. На втором – чувства и переживания, связанные с другими людьми. Если же человек нацелен только на решение материальных задач, рано или поздно он придет к экзистенциальному вакууму: «Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом, только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам» Именно тогда происходит «прорыв в другое измерение», туда, где уже не до неврозов и комплексов, стимулирующих «веществ», суицидальных настроений или проявлений социопатии. И вот именно здесь мы оказываемся на краю той мировоззренческой бездны, которая пролегает между классическим разделением общества на отцов и детей, и тем, что имеем сегодня. Но пока что роман, подобный роману И. Тургенева на эту не утратившую актуальности тему, у нас не написан. Нет мыслителей среди современных письменников, увы…
Да и кто из нынешних блумеров-зумеров-думеров, поколения родившихся в поздние 90-е и в начале 2-х тысячных, читает такую архаику как Франкл? Думеры вообще предпочитают всему депрессивный рэп. Тот же вопрос и к зумерам, всецело городским жителям, как правило, из семей состоятельных, с пеленок окунувшихся в цифровой мир, читают ли они что-то вообще, не связанное с установкой попасть либо в Вышку, либо куда-нибудь в заграничный университет, а потом сделать карьеру? Благодаря развитию интернета, они кажутся умнее многих, подхватывают на лету любые новации, но так же легко от них избавляются… Стартап, краудфандинг, воркшоп, кастом, диджитал-детокс , мем, рейв… – это из их словаря. Поколение, не задумывающееся о завтрашнем дне и живущее в стиле YOLO (you only live once).Они так говорят о себе: «Мы считаем себя во мно-о-о-о-о-огом лучше других поколений. Как уже сказано, мы самые осознанные, осведомленные и за нами будущее. А в постиронии — квинтэссенция нашего превосходства и независимости».
Если же говорить о «прорыве в другое измерение», о чем писал Франкл, зумеры представляют подобное состояние в виде массовой вечеринки, примерно, так: «реальность существует только на рейве, будто только там можно показать себя настоящего, посмотреть на других настоящих людей, вести искренние разговоры и танцевать именно так, как этого хочет твое тело. … Рейв — глоток свежего воздуха в этой душной обстановке. На рейве мы полностью преображаемся, расслабляемся, даем выход чистой витальной энергии». Здесь почти каждое слово требует расшифровки, потому что имеет совсем другой смысл, чем привычный для реликтов из предшествующих поколений.
Трудно опровергнуть мнение публициста А. Байкова на сайте https://moskvichmag.ru : « Появление поросли зумеров объяснимо и логически, и философски… их детство пришлось на «сыто-стабильные» нулевые, а когда настала пора отрочества и первых шагов во взрослую жизнь, началась эпоха кризисов, сброса накопленного жирка и запреты, запреты, запреты. Последние особенно взбесили. В конце концов, можно и не знать, кого там назначили премьером и сколько «наверху» украли, но аресты за картинки и мемы, закон Яровой, «духовные скрепы», антинаркотические репрессии и «закон о гей-пропаганде» нанесли удар по самому дорогому и сердцу милому — по беззаботной и бесшабашной молодости, по юношескому нигилизму-на-все-наплевизму».
«Святых» или «лихих» девяностых» они не видели, и знают об этом времени, которое (необоснованно) им представляется «эпохой тотальной свободы», из воспоминаний всевозможных креативных личностей, вроде А. Троицкого или В. Шендеровича, журналистов-либертарианцев и сумевших избежать бандитских разборок бизнесменов, поднявшихся на приватизации наследия советского времени. В пантеоне их кумиров – «пострадавшие от властей селфмейды вроде Дурова и Чичваркина, а также нынешние властители умов с YouTube и «Твича» — Максим Кац, Илья Варламов, Юрий Дудь, Просвирнин, Ватоадмин, Убермаргинал и им подобные…». Они активно существуют «исключительно в пабликах ВК, в чатах «Телеграма» или в комментариях к роликам». Но какая-то часть их выходит на улицы в футболках с ироничными, а то и боевыми принтами, предпочитая монстрации с креативным наполнением, вроде лаптей на черенках от лопат (как в Белоруссии) или лозунгов в стиле стенд-ап комиков.
Наши юные либертарии из столиц, как правило, сами не зарабатывают на жизнь. Вместо этого они учатся. Как именно и зачем– вопрос другой. Те из них, кто все-таки зарабатывает, делают это в основном в интернете. По их собственному признанию: лучший вариант — «вести видеоблог или телеграм-канал и стричь донаты с подписчиков». Политический идеал – анкап, анархо-капитализм, идеология, выступающая за ослабление государства и других социальных институтов в пользу индивидуального суверенитета в условиях свободного рынка. Их основные догмы – приватизация, дерегуляция, разрушение социального государства. И невдомек бунтарям, что в стране, где прожиточный минимум составляет чуть более 12 тысяч, а средняя пенсия – 13 тыс. рублей, рассказывать о прелестях безграничного рынка и его «невидимой руки» – все равно, что проповедовать рыбам.
Они заглядывали в статьи в википедии о Хайеке и Фридмане, и при случае в тусовке могут даже щегольнуть парой цитат из работ какого-нибудь модного западного экономиста или философа, выступающего за прогрессивный характер либеральной экономической модели. И как своеобразный манифест звучит, к примеру, такое высказывание: «Вокруг себя мы пытаемся создать мир, где были бы только люди, общение с которыми было бы для нас комфортным… Наш подход к безопасности подразумевает ограничения, но это должны быть только комфортные ограничения. Пройти через рамки на рейв — это безопасность, но она никак не мешает нашей внутренней свободе. Ей мешают полицейский произвол и коррупция, против которых мы ходим на митинги, где, признаться, небезопасно. Тем не менее, мы пытаемся обезопасить себя и там: устанавливаем бота помощи задержанным, не провоцируем полицейских, не устраиваем давку».
В этих словах, взятых с культурологического сайта colta.ru, речь идет о первом за «постисторический» период принципиальном, идеологическом разрыве между возрастами. Так называемое поколение Z… объявляет о разделении на «до» и «после» них, разделывает время по осям «старое и новое», «отцы и дети». Мем
«о’кей, бумер» стал боевым флагом в этой новой культурной войне, углубляющей структуры разрыва до глубин отдельно взятых семей». Что же, по сути, означает этот мем? Говоря простым языком: «Отвяжись, старичье»…
Разумеется, во всех приведенных инфантильных заявлениях зумеров нет и намека на желание обладать целостным знанием или стремление выработать свое мировоззрение, реальный взгляд на окружающую реальность во всей ее сложности. Об этом, как о роковом свойстве мировосприятия нынешнего человека, недавно высказался такой либерал как Д. Быков. Говоря в передаче на «Эхо Москвы»об отсутствии в нынешней России хорошей литературы, он назвал, на мой взгляд, основную причину этого: «мировоззрения сегодня цельного – ни ортодоксального, ни оппозиционного – нет. Есть какие-то хаотические попытки (как правило, очень неудачные) выстроить себе систему ценностей (как правило, эта система ценностей ужасно вторична). И есть несколько писателей, из которых теоретически могло бы что-то получиться. Но не получится, потому что плюс к таланту писать (а он у них тоже, к слову, весьма посредственный) нужно еще и уметь думать. А я практически не знаю сегодня человека со своей картиной мира».
Не отсюда ли все эти «новые» партии, выдающие вульгарно провластную позицию за идеологию или «вечные активисты протеста» с тупыми лозунгами, все эти «монстрации», внешней, формальной красочностью, остроумием и иронией прикрывающие глубокую мировоззренческую и содержательную пустоту инициирующих подобные акции молодых людей?
Людмила Лаврова
Теги: В. Франкл, смысл жизни, поколение Z, думеры, оппозиция, анкап, старое и новое время, мемы, монстрация.
Читайте больше материалов на нашем сайте