Максим сидел на скамейке в заброшенном парке и курил сигареты одну за другой. Моросил мелкий холодный дождь, ветер неприятно задувал за воротник, но молодой парень и не думал уходить. День у Максима выдался тяжелым. Нервы сдавали, а до отпуска ждать еще долгие полгода.
– Как же достала эта работа! – Максим сплюнул себе под ноги и натянул капюшон. – Тупые людишки, вечно орущий начальник…
– Один ты в белом пальто стоишь красивый? – послышался за спиной незнакомый насмешливый голос. Максим обернулся и увидел пожилого человека в сером плаще и клетчатой кепке. Его нос и пышные усы сильно напомнили парню почтальона Печкина, только лет на 20 постарше.
– Простите, я не заметил, что говорю вслух, – Максиму вдруг стало неудобно, – просто я сегодня чертовски устал.
– Позволишь? – старик жестом указал на свободное место на скамейке и, не дожидаясь ответа, сел рядом. – Ты воспринимаешь мир слишком поверхностно, друг мой. Нужно смотреть глубже.
Максим был абсолютно не готов к нравоучениям, только не сегодня, не сейчас. Из вежливости он старался внимательно слушать, периодически отвлекаясь на переживания о здоровье пожилого собеседника, который сел на мокрую скамейку, не стряхнув дождевые капли.
– Мир следует воспринимать наоборот, – продолжал незнакомец, – тогда все станет ясно.
– Это что значит? Задом наперед? – удивительно, но Максима не раздражал этот разговор, а наоборот успокаивал.
– Это значит – не смотри на следствие, а ищи причину. То, что скрыто внутри! – старик многозначительно посмотрел в глаза молодого человека. – Я объясню на примере твоей зажигалки. Ты видишь в ней лишь огонь, способный прикурить сигарету, не более. На самом же деле, ее роль гораздо важнее. В твоих руках не просто маленькое пламя. Это покоренная стихия. Опасная стихия.
Максим чиркнул колесиком зажигалки и стал наблюдать за танцем мерцающего огонька.
– Гнев – это тоже стихия, – продолжал незнакомец, - один неконтролируемый источник способен поджечь все вокруг. Сначала воспламеняется один человек, за ним второй, третий, четвертый и так до бесконечности. Злые люди выгорают дотла, забирая с собой тех, кто не силах справиться с внутренним огнем.
– Да понял я, понял, – Максим ухмыльнулся, прикуривая очередную сигарету, – гнев – это стихия, а пол – это лава.
– Твой начальник не способен контролировать свой внутренний огонь, – старик словно не услышал едких замечаний. – В этом причина его гнева. Твоя задача не принимать на себя его пламя. И всегда искать причину. Тогда станет ясно, как правильно поступить.
Максим опустил голову, ему снова стало стыдно.
– Спасибо за совет, но… кто вы?
– Это не важно. Контролируй свой внутренний огонь, Максим. И, по возможности, не давай разгораться другим. – Старик похлопал парня по плечу, тяжело поднялся и, пошаркивая, направился прочь по заросшей тропинке.
– Но откуда вы знаете мое… – Максим выронил изо рта сигарету, не веря своим глазам. Плащ незнакомца был абсолютно сухим.