Найти тему
Математика до школы

Развиваем математическое мышление

Проблема современности

Раньше детей до школы не учили считать, дети были предоставлены сами себе, а мир познавали не через гаджеты, а практически. Они имели возможность возиться в песке, переливать воду и лепить что-то из глины. Выполняя все эти действия, дети сталкивались с одним загадочным для них явлением – например, переливая воду из широкого сосуда в узкий сосуд, они замечали, что уровень воды вдруг поднимался. Психолог Жан Пиаже выяснил, что при этом все дети думали, что воды в узком сосуде чудесным образом становилось больше, причем они так считали даже тогда, когда воду из сосуда в сосуд переливали прямо при них. Такой феномен стали называть Феноменом Пиаже. Но со временем в мышлении ребенка происходил скачек в развитии, и он самостоятельно делал вывод, что на самом деле воды не становится при переливании больше, а меняется лишь уровень воды в сосуде, то есть Феномен Пиаже им преодолевался. В результате ребенок осознавал соотношение количества и величины, и тем самым делал большой и важный шаг в понимании понятия числа. Происходил этот важный скачок в мышлении где-то в начальных классах школы, одновременно с формированием навыка счета.

В наше время происходит все иначе. Перед школой дети уже должны научиться считать, а игры с водой и песком теперь заменены играми в гаджеты. В результате современный ребенок не успевает даже озадачиться Феноменом Пиаже, ему просто говорят «как правильно», а он бездумно повторяет за взрослым. В результате скачка в мышлении, увы, не происходит, понимания сути числа – тоже. Получается, что современные дети знают больше своих предшественников, а мышление у них развивается хуже.ото из личного архива

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Как помочь ребенку развить мышление

Чтобы ребенок продвинулся в понимании сути числа и развил свое мышление, нам необходимо самим озадачить ребенка и помочь ему преодолеть Феномен Пиаже. То есть мы должны предлагать различные задания для экспериментирования с водой, песком и пластилином, где малыш будет постоянно наглядно сталкиваться с несовпадением количества и величины, до тех пор, пока он не поймет, что величина и количество не одно и тоже. Четыре года для этого самый подходящий возраст.

Помимо этого, вводить числа нужно правильно, то есть так чтобы малыш понимал, что число зависит от мерки, взятой для его измерения, а не от величины рассматриваемого им объекта. Например, один арбуз по количеству меньше, чем три горошины.

А ваш ребенок преодолел Феномен Пиаже?

Если вы хотите проверить, преодолел ли ваш ребенок Феномен Пиаже, то сделать это совсем просто. Проведите эксперимент с сосудами, переливая воду из широкого сосуда в узкий или наоборот. Спросите его, что стало с количеством воды. Старшим дошкольникам можно предложить и такой тест. Положите перед ним 10 монет, далее раздвиньте монеты, чтобы они занимали большее пространство, затем спросите: монет стало больше, меньше или осталось столько же? Если ребенок без подсказок справился с заданиями, то Феномен Пиаже им преодолен.

Вариант теста: каких кругов больше, черных или красных?
Вариант теста: каких кругов больше, черных или красных?

Как неправильное введение чисел тормозит развитие ребенка

От того как взрослый вводит числа тоже зависит будет ли ребенок развивать свое мышление или нет. Например, показывая малышу палочки разной длинны, и обозначая их числами (маленькая палочка – один, чуть длиннее – два, самая длинная – десять) взрослый невольно вводит ребенка в заблуждение. Ведь пока ребенок еще не в состоянии учесть все параметры палочек, но в своем сознании он четко фиксирует лишь один момент – от длинны зависит величина. Ребенок рассуждает так: чем длиннее палочка – тем больше число, а это значит, что чем выше уровень воды в сосуде, тем воды в нем больше. Так сам того не желая взрослый закрывает дорогу ребенку к преодолению Феномена Пиаже, а значит и к развитию мышления.

Или например, ребенок еще не научился пересчитывать предметы, четко видеть один, два и три предмета, а ему, сразу показывают: это один - одна точка или машинка, два – две точки или две машинки, а это десять - 10 точек или 10 машинок, то у малыша фиксируется лишь следующее: один – это мало, а десять это много, занимающее большее место в пространстве, чем одна точка или одна машинка. Поэтому, если ему покажут два больших арбуза и три маленьких горошины, и попросят сравнить их по количеству, он скажет, что арбузов больше, ведь «они большие». Это происходит потому, что в его понимании все, что в пространстве занимает большее место соответствует большему числу. Мало того, что Феномен Пиаже им еще не преодолен, так взрослые своим неправильным введением чисел еще и усугубляют ситуацию.

Примеры заданий, которые помогут развить мышление и осознать суть числа

1. Возьмите три одинаковых куска пластилина (пластилин понадобиться мягкий, чтобы малыш с ним легко справился), один скатайте в шар, из второго сделайте лепешку, а третий скатайте в колбаску? Спросите, какой кусок пластилина больше? Предложите малышу проверить: скатать все куски пластилина в одинаковые шары. А теперь какой кусок больше? Наша задача натолкнуть ребенка на мысль, что чтобы что-то сравнивать по количеству ему необходимо привести это к одной форме (в нашем случае мы скатали куски пластилина в шары, чтобы ребенок наглядно убедился, что шары одинаковые). Упражнение желательно повторить, но в разных вариациях. Например, можно сравнивать колбаски, одну толстую и короткую, а другую – длинную и тонкую, затем скатать их в шары и убедиться, что кусочки пластилина одинаковые. Тот же эксперимент можно проделать с пластилиновыми баранками, скатав одну толстую, а другую тонкую из одинаковых кусочков пластилина. Главное не повторяться.

Какой кусок пластилина больше?
Какой кусок пластилина больше?

2. Следующие упражнения можно проводить с водой, крупой или песком. Для этого нам понадобятся два сосуда разной формы, а также два сосуда одинаковой формы. Могут подойти, например, обычные бутылки от воды разной формы и одноразовые стаканчики. Переливайте воду из одного сосуда в другой, чтобы ребенок увидел, как меняется уровень воды в сосудах. Для большей наглядности можно сделать и так: возьмите два одинаковых стакана, наполненных водой. Перелейте каждый стакан воды в свой сосуд, а затем обратно в стаканы. Пусть ребенок убедится, что воды на самом деле одинаково. И опять, ребенок должен прийти к выводу, сравнивать воду в сосудах можно только, если эти сосуды одинаковой формы.

В каком сосуде гороха больше?
В каком сосуде гороха больше?
Этот же горох в одинаковых сосудах.
Этот же горох в одинаковых сосудах.

3. Ребенку необходимо понять, что число появляется там, где есть мера измерения. Для этого возьмите мерные ложки разной величины и сосуд с водой. Пусть малыш проверит, какое число «прячется» в сосуде: для этого он мерной ложкой должен вычерпывать воду из сосуда и одновременно откладывать фишки, пока вода не закончится, а потом фишки нужно пересчитать (необходимо проследить, чтобы количество фишек получилось столько, сколько малыш способен уже осознано пересчитать, например, не больше пяти). Используя разные мерки для одного и того же сосуда, ребенок убедится, что получатся разные числа. Вместо воды можно использовать сыпучий материал. В более старшем возрасте, экспериментируя с различными мерками, ребенок сможет самостоятельно сделать важный вывод: чем большую мерку он использует для сосуда, тем меньше число получается, и наоборот: чем мерка меньше – тем число будет больше.

4. Приучайте ребенка пересчитывать предметы независимо от их величины. Например, пусть пересчитает свои игрушки различного размера: большого медведя, белку, зайца, маленькую лягушку. Затем от игрушек можно перейти к абстрактным предметам, например к кругам разной величины. Для этого вырежьте цветные круги различного размера. Затем ребенка попросите ими заместить игрушки: пусть медведь будет обозначаться большим коричневым кругом, белка – оранжевым кругом поменьше, заяц – таким же по величине серым кругом, а лягушка – маленьким кругом зеленого цвета. Убедитесь, что малыш помнит какой круг замещает какого зверя. Для этого, например, можно спрятать один из кругов, и спросить, какой зверь спрятался. Теперь попросите пересчитать зверей. Затем с одной стороны поставьте коричневый круг – мишку, с другой – круги, обозначающие остальных зверей. Спросите, с какой стороны зверей больше?

Вывод

Если предлагать ребенку задания на преодоление Феномена Пиаже и правильно вводить числа, через мерки, например, измеряя разными мерными ложками воду в сосуде, то он не только разовьет свое мышление, но и придет к пониманию сути числа на осознанном уровне.