Интересная книга, которая исследует причины долгосрочного успеха американских корпораций. Джим Коллинз и Джерри Поррас представляют свежий взгляд на приёмы работы 18 выдающихся корпораций, включая 3М, Wal Mart, Walt Disney, Boeing, Sony и Hewlett-Packard. В рамках 6-летнего исследования авторы изучали выдающиеся компании-долгожители в непосредственном сравнении с их конкурентами, всё время при этом задаваясь вопросом: "Что делает по-настоящему выдающиеся компании отличными от других компаний".
Книга ценная, но стоит отметить, что часть компаний, которые в ней именуются вечными, уже завершили или завершают своё существование. Тем не менее, обозначенные в книге ценности, которые позволяют построить сильную компанию действительно можно назвать вечными. Просто нет компаний, которые гарантированно смогут их придерживаться. В общем в сегодняшнем изменяющемся мире нет ничего вечного).
Книгу можно порекомендовать для тех, кто намерен создать бизнес, который будет не только генерировать прибыль, но и приносить социальную пользу, делать мир лучше и формировать вокруг себя среду для роста талантливых и мотивированных людей. Чтобы построить сильную компанию нужны не денежные помыслы, а ключевая идеология, выражающая в честном желании помогать людям.
В общем, прочесть стоит, но при прочтении следует помнить, что фактические данные с момента написания книги изменились, хотя теоретические выкладки остаются актуальными.
По традиции несколько цитат из книги:
1. Ради чего заниматься созданием посредственности, которая лишь приносит прибыль, если вы в состоянии создать что-то выдающееся, способное, помимо прибыли, внести долгосрочный вклад?
2. Задача состоит в том, чтобы найти людей, которые предрасположены разделить идеологию компании, привлечь этих людей и удержать, одновременно отпустив тех, кто к этому не расположен. Отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации. Это положительное очищающее действие, которого не следует избегать.
3. Лучше бросить вызов судьбе, познать славные победы, даже вперемешку с неудачами, чем стать в один ряд с теми нищими духом, кто никогда не испытывает ни большой радости, ни сильного страдания, поскольку пребывают в сумеречном свете, где нет ни победы, ни поражения.
4. Тем, кому удалось построить компанию, обладающую видением, хватило мудрости понять, что знание того, "кто я такой", важнее, чем знание того, "куда я иду", поскольку пункт назначения, скорее всего, поменяется. И этот урок так же справедлив для нашего индивидуального существования, как и для построения великих компаний.
5. Чтобы стать великой, компания должна обладать ключевой идеологией. Она также должна неустанно стремиться к прогрессу. И, наконец, все её элементы должны действовать слаженно в целях сохранения сути и для стимулирования прогресса.
6. Временами мы должны просто верить, что главные вещи нам по силам, хоть это и нельзя доказать.
7. Выращенные в родных стенах руководители стояли у руля великих компаний в 6 раз дольше, чем в компаниях сравнения. Раз за разом эти компании опровергали распространённое заблуждение о том, что свежие идеи и значительные изменения не могут происходить изнутри.
8. Для поддержания предпринимательской культуры Hewlett-Packard с самого начала усвоила управленческий принцип ставить чёткие цели, предоставлять необходимую свободу для их достижения и, наконец, мотивировать работника посредством признания его заслуг компанией.
9. Создатели великих компаний стремятся "сделать часы", а не говорить, "сколько времени".
10. Дисциплина самосовершенствования является одним из самых ярких различий между великими компаниями и компаниями сравнения.
11. Великую компанию невозможно построить по книге рецептов успеха, подобно тому, как если бы Микеланджело купил себе наборчик "нарисуй по точкам". Построение великой компании есть дизайнерская задача, а великие дизайнеры руководствуются лишь самыми общими принципами, а не пошаговыми инструкциями. Любая инструкция устаревает, а общие концепции, адаптируемые к меняющимся условиям способны указать направление на столетие вперед.
12. Великие компании в основном соревнуются сами с собой. Успех и превосходство над конкурентами являются для них не конечной целью, а побочным следствием решения того вопроса, который они без устали задают себе сами.
13. Люди, ответственные за формулирование ключевых ценностей, должны задуматься над следующими вопросами:
- какие ключевые ценности вы лично привносите в работу, что вы будете следовать им независимо от того, вознаградят ли вас за это?
- что бы вы сказали, если бы вас попросили описать своим детям и/или близким ключевые ценности, которые вы отстаиваете в своей работе, ценности, которые вы надеетесь привить им к тому времени, когда они начнут свою трудовую деятельность?
- если завтра утром вы проснетесь человеком, обеспеченным до конца дней, будете ли вы и впредь руководствоваться этими ценностями?
- можете ли вы предположить, что эти ценности будут столь же актуальны 100 лет спустя, как сейчас?
- будете ли вы придерживаться их, даже если в какой-то момент некоторые из них станут конкурентным недостатком?
- если бы вам пришлось начинать новый бизнес завтра, какие ключевые ценности вы привнесли бы в организацию независимо от вида ее деятельности?
14. Основной элемент великой компании исключительно прост: старый добрый упорный труд, приверженность самосовершенствованию и непрерывное строительство во имя будущего как залог длинной и счастливой жизни.
15. В великих компаниях настолько отчетливо знают, чего они хотят и к чему стремятся, что в них просто не находится места для тех, кто не может или не желает соответствовать их строгим правилам. Либо вы впишетесь в неё, расцветёте и станете самым счастливым человеком на свете, либо будете выкинуты из неё подобно тому, как организм избавляется от инородного элемента.
16. Hewlett-Packard давно известна множеством ощутимых способов проявления уважения к сотрудникам. В 1940-е компания учредила производственную премию, а в сущности, программу участия в прибыли, в соответствии с которой премиальные проценты были одинаковы для уборщицы и CEO, и придумала невероятный план медицинского страхования для всех сотрудников - неслыханный для своего времени поступок, особенно для небольшой компании.
17. Великие компании постоянно инвстируют, строят и управляют с прицелом на будущее...
Джим Коллинз и Джерри Поррас Построенные навечно
5 октября 20205 окт 2020
3
5 мин