C1926-го года Марион Моррисон, в будущем известный как Джон Уэйн, работал на студии Уильма Фокса. Знакомство с Джоном Фордом привело к тому, что парень в основном обслуживал его съемочную группу. В январе и феврале 1929 года Форд снимал свой первый звуковой фильм «Черный дозор» (Black Watch). Моррисон работал на площадке как “подай-принеси”, но за её пределами он уже был частью внутреннего круга режиссера. Однажды, юная Мирна Лой (тогда ей было 23), игравшая в «Черном дозоре» роковую женщину, была приглашена на вечеринку в дом Форда. Позднее она вспоминала, что присутствовавший там Моррисон был “юн и застенчив… также как я”. Лой отлично понимала, что происходит: “Джек (так друзья назвали Джона Форда) опекал его.”
Действительно, Форд испытывал к Мариону симпатию и взял на себя роль его наставника. Правда, он не очень понимал по какой кинематографической стезе направить парня. В 1929-м он решил попробовать сделать из него актёра.
В конце весны 1929 года Моррисон все еще получал 35 долларов в неделю, как разнорабочий, когда Форд попросил его о помощи. Режиссеру поручили снять киноленту «Салют» (Salute) о кадетах Военно-морской академии. В ролях второго плана Форд решил использовать футболистов университетской команды, в которой когда-то играл и Марион. У студии связи с университетом не было. Поэтому Форд спросил Моррисона, хочет ли попробовать себя как актера в окружении таких же как он самодеятельных “артистов”. Марион принял идею с восторгом. Он давно мечтал о чем-то большем, чем просто двигать реквизит.
Моррисон организовал обед для Говарда Джонса, главного тренера университетской команды, и Форда, во время которого те обсудили условия участия молодых людей в съемках. По результатам переговоров зарплата каждого участника съемок составила от 50 до 75 долларов в неделю. Но решающим доводом для Джонса, кажется, стало утверждение Моррисона, что у мальчиков будет достаточно времени, чтобы осмотреть Вашингтон, округ Колумбия, и расширить свои знания по истории. Джонс освободил ‘артистов’ от тренировок на шесть недель.
Одним из игроков университетской команды был Уорд Бонд - «большой уродливый ублюдок» по словам Моррисона - в будущем известный голливудский актёр. Бонд уже приобрел репутацию пьяницы, поэтому Марион рекомендовал не брать его на съемочную площадку, но директору по кастингу типаж понравился. Бонда взяли. Во время съемок Марион и Уорд подружились. Когда выходки Бонда, который каждый день заказывал в комнату отеля стейк и выпивку, вывели из себя Джона Форда и он уволил парня, тем кто вступился за выпивоху был Марион Моррисон.
В «Салюте», в одном из самых неудачных фильмов Форда, будущий Джон Уэйн сыграл кадета по имени Билл, который издевается над новобранцами. Первые слова диалога, которые он произносит с экрана звучат так: «Он не готовился к прослушиванию. Что делают актеры, мистер?»
Интересно отметить: Уорд Бонд получил в фильме упоминание в титрах, а Марион Моррисон нет. После этих съемок Джон Форд поставил жирный крест на актерском даровании своего подопечного. Также он сделал выводы о качествах непрофессиональных актеров в звуковом кино в целом. Более он непрофессионалов на роли со словами не брал. Своё имя с титров “Салюта” Форд убрал.
(с) Свен Железнов
Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Также читайте:
Лучшие вестерны Джона Форда по мнению самого режиссера
В каком фильме впервые снялся Джон Уэйн?
3 случая, когда кинокарьера Джона Уэйна могла закончиться, так толком не начавшись