Частая картина: папа или мама просит ребенка сделать упражнение, а ребёнок не может. Родители точно знают, что ребенок умеет это делать. Они думают, что ребенок ленится (и такое, конечно, бывает не редко). Особенно, если через время ребёнок всё-таки справляется с этими заданиями. Родители задаются вопросом, почему ребёнок так себя ведёт. Ответом может быть несколько. Сегодня хочу поделиться одним из вариантов, почему такое бывает и как из этого выходить.
Если даже немного наблюдать со стороны, мы увидим, что, возможно, теоретически ребёнок и умеет выполнять это задание, но ему это невероятно сложно. Возможно, этот пример требует от ребенка колоссальной концентрации внимания, большой сосредоточенности и усилий.
Постараюсь объяснить на примере приготовления еды. Если вы совсем не умеете готовить, то приготовление простого супа для вас будет сложным. Можно сказать, что вы не умеете? Нет, вы умеете. Но это требует больших усилий, много энергии от вас, ваш мыслительный процесс должен быть погружен в приготовление супа. Если же раньше вы резали овощи, например, на салат, и чистили картофель, то приготовление супа будет гораздо проще. А если вы ещё и варили картофель когда-то или что-нибудь жарили на сковороде, то приготовить суп даже впервые для вас будет несложной задачей.
Так же и с ребенком. Деткам действительно часто взрослые дают очень сложные задания на грани детских возможностей. Мы, взрослые, порой думаем, что таким образом мы помогаем детям расти. На самом же деле мы ставим их в ситуацию провала. Дайте ребенку два-три таких задания, и он либо проявит неумелость, либо у вас будут портиться отношения (а часто и то, и другое).
Ситуация успеха и ситуация неуспеха
Каждое задание ребенка мы можем вести к успеху. В славянском менталитете есть привычка ставить другого человека именно в ситуацию неуспеха. Особенно детей. И мы, потомки славян, тоже бывает так грузим детей, что создаём ситуацию неуспеха. Мы понимаем, что ребенку будет очень сложно, и всё равно грузим. Я не сомневаюсь, что каждый из нас любит своих детей. Вы читаете эту статью, вы ищете информацию о взаимодействии с детьми. Вы хотите детям добра. Но часто мы не задумываемся о том, что переживают дети. Представьте, что вы никогда не чистили и не резали овощи, не делали зажарку для супа и не варили бульон. Вы имеете некие знания об овощах. И тут вам дают задание приготовить суп.
Адекватный взрослый человек будет почти каждый шаг либо сверять в интернете или с бумажным рецептом, либо спрашивать у кого-то знающего. Детям в этом смысле бывает "перекрывают кислород". Запретить куда-либо подсматривать, запретить задавать вопросы… Сиди, решай сам. Думай.
Как же создать ситуацию успеха?
Во-первых, общаться с ребенком. Знать его трудности, его реальный уровень в учёбе. Во-вторых, любить ребенка, учитывать его уровень. И бывает, что реальный уровень ребенка намного ниже, чем запрашивает школьная программа. Это частая картина. Возьмите школьный журнал, и вы это увидите. Не бойтесь отойти назад в программе и дать ребенку крепкую базу. Если вы поставите прочный фундамент, будет крепкое строение. С пробелами в знаниях невозможно понять новую тему. И в-третьих, здесь, как и во всех делах, нужно постоянство. Тогда будет результат. Лучше двигаться небольшими шагами, но каждый день.
Итог
Таким образом создаём ребенку ситуацию успеха. Когда вы объясняете что-то, и ребёнок говорит, что это легко, значит, у вас получилось. С таким настроем интеллектуальный рост пойдет быстрее.
Успехов Вам и Вашему ребенку!